Он, она и Нобору Танака

Nov 11, 2021 12:46





Итак, продолжаем восполнять недостающие паззлы, в глобальной кино-мозаике, посвященной мировой эротике. Стоить напомнить, что расцвет сей благодатной отрасли пришелся именно на семидесятые годы прошлого века. Стало быть и самые заметные фильмы по сабжу, были сняты в 70х: «Last Tango In Paris», «The Night Porter», «Turks fruit», «More», «Zabriskie Point» и конечно же «Ai no korida» Нагиса Осима. «Империя чувств» Осимы, вообще стоит особняком, как некая «вершина» эротического кинематографа, вобравшего авторскую элитарность и предельную откровенность эксплуатации граничащей с порно. Такой фильм мог быть снят, пожалуй, только в Японии начала 70х. Для этого там совпало три необходимых условия: пик развития кинематографа в целом, культурная предрасположенность в историческом смысле и бурная культурная кооптация западными идеями. Нагиса Осима был конечно же не единственным в этих условиях, в связи с чем стоит вспомнить о Nikkatsu.



Nikkatsu, это такая Японская киностудия, старейшая, по слухам созданная еще в 1912 году. Так вот, к началу 70х, ребром встал вопрос о конкуренции с телевидением и с «Голливудом», посему было принято решение круто поменять производственную политику студии. То есть энергично заполнить подцензурную для ТВ эротическую нишу. В 1971 году было принято волевое решение. Вследствие коего со студии ушли многие известные режиссеры, а на их место пришли молодые и менее щепетильные. Среди таких был и Набору Танака.



Собственно, Танака работал на студии давно, к примеру, он был ассистентом Имамуры на фильме «Порнографы» 1966 года. И тут ему выпал прекрасный шанс выдвинуться. Танака принялся за производство фильмов, которые на студии называли «Roman Porno», а в целом в Японии «Pinku eiga» - некая гремучая смесь из насилия, секса и криминала. По большому счету, тот самый западный Sexploitation. До 1975 года Танака снял несколько довольно крепких фильмов, которые еще ждут своего раскрытия.

Об этом странном феномене «переходе эксплуатации в арт-хаус», я уже как-то пытался рассуждать. Так вот история Танака это как раз иллюстрация данного тезиса. К 1975 году чувак настолько значительно прогрессировал, что выдал один за другим фильмы которые язык не повернется назвать «низкобюджетной эксплуатацией», это настоящее стильное, авторское кино. Именно поэтому я и определил его в раздел «Эротика с запахом смерти», ну, кроме того что там еще и «смерти» предостаточно. Хотя, как видно, для Японии это вполне себе взаимосвязанные вещи.



«Я думаю, что положение Nikkatsu в отрасли уникально. Это большая компания, но мы работали над одной концепцией, сексом, в течение 18 лет и сняли очень большое количество фильмов. Секс - это занятие, в котором мы ясно показываем нашу истинную сущность. Изучение отношений между мужчинами и женщинами - один из лучших способов показать сущность человека. Поэтому мы подумали, что, работая с темой секса, мы могли бы исследовать себя более глубоко и выразить самую суть мира. "
- Нобору Танака

«A Woman Called Sada Abe» «Jitsuroku Abe Sada» или по нашему «Женщина по имени Сада Абэ», Танака снял за год до известного фильма Осимы. Что бы понять отличие первого от второго, а так же их схожесть, необходим небольшой исторический экскурс. Вся реальная история с Садой Абе, для Японии не просто рядовой криминальный эпизод. В 1936 году, непосредственно в момент событий, этот случай произвел «эффект разорвавшейся бомбы», как сейчас говорят «резонансное преступление». Трудно даже сказать, с каким событием у нас можно сравнить «историю Сады», в Японии случай вызвал целый букет противоречивых эмоций, среди которых нездоровый эротический интерес занимал не последнее место. За не полных пол века одной литературы по теме было написано целую фудзияму, а фильмов снято больше чем про годзиллу.



То что в первую очередь отличает фильм Танаки от фильма Осимы, это его направленность именно на японскую аудиторию. Фильм Танаки не столь откровенен, зато более эротичен, именно по-японски. Кроме этого, «Женщина по имени Сада Абэ» более информативен, он более повествовательный и раскрывает тему героини более полно в историческом контексте, а не только в сексуальном как в «Империи чувств». То есть, если у Осимы действие ограничено в основном эпизодами секса в разных декорациях, у Танаки даются флэш-мобы Сады, хоть сами эротические сцены сняты в основном в одной комнате.



Кроме всего прочего, бюджет фильма Танаки куда как скромнее, причем по качеству самой картины это совсем не заметно. Чувствуется, что чувак сильно постарался и картинку «ставил» не от фонаря. Кстати говоря, эпизод с солдатами, запомнившийся в фильме Осимы, был явно скопирован у предшественника. Мияшита, сыгравшая главную роль, очень даже не плоха, она подтвердила серьезность своей игры в следующих двух картинах Танаки. В общем и целом, хочется подытожить что не умаляя достоинство «Империи чувств», картина Нобору Танаки оригинальна и имеет собственную ценность.

Этот последний тезис Танака подтвердил в следующем году, сняв картину с таким вот чудовищным названием «Edogawa Ranpo ryôki-kan: Yaneura no sanposha», в экспортном варианте правда по проще - «Watcher in the Attic» «Подглядывающий с чердака». Как все догадались, в этом деле был сильно замешан, упомянутый недавно Эдогава Рампо. А если точнее, картина была снята по произведениям Рампо, чуть больше чем полностью. То есть, в основу был положен одноименный роман, а добавлены эпизоды из некоторых рассказов, к примеру «Человек-кресло».



Что мы имеем в итоге: развращенную в конец Мияшиту, имеющую любовников всеми возможными способами (1 шт.), подглядывающего молодого японца (1 шт.), густая атмосфера, в декорациях эпохи Тайсё (японский декаданс), скромный вуайеризм, переходящий в жесткий БДСМ и серийные убийства. Все это к вопросу о «эротике с запахом смерти», который похоже, для Японии никогда особо не стоял, точнее не стоял вопрос о разделении понятий.

Этот фильм очень сильно поспособствовал пинку Танаки на самый верх японского кинематографа, «Подглядывающего» хорошо оценили критики и впоследствии он вызвал к жизни множество подражаний. Сам Танака, на следующий год закрепил успех, сняв на мой взгляд, самый странный, стильный и депрессивный японский фильм, из тех которые мне довелось увидеть.

Фильм называется «Hakkinbon bijin ranbu yori: Semeru!» «Экзотический танец красавицы: Пытки!». В главной роли все та же Джунко Мияшита. Основой послужила история Сейю Ито, известного художника, «творившего» все в ту же экстравагантную эпоху Тайсё. Творчество художника, в основном было направлено на «сибари». Это такое классическое японское «искусство» перематывать «бап веревкаме», самым причудливым способом и подвешивать их на этих веревках, в не менее причудливых позах.

Так вот, этот самый Ито очень тонко разбирался в сем эротическом изощрении, потому что оченно любил «бап», и готов был заниматься всякими шалостями сутки напролет. Кроме того, он еще рисовал картины «сибари», в превосходном классическом стиле, а так же снимал фото, ни мало не отставая от прогресса.
Итак, этот самый Ито очень любил женщин и готов был доставлять им удовольствие день и ночь. По этой самой причине, он не только подвешивал их на веревках, а пытал их еще 100500 разными способами, включая прижигания и держания в ледяной воде. В следствие нежной Итиной любви, две предыдущие Итины жены благополучно дали дуба, после чего Итя переключился на любовницу.



Собственно отношениям Ито и его любовницы, которую прекрасно исполнила все та же Мияшита, и посвящен сюжет. Причем надо признаться, что все там не так однозначно, и ближе к финалу, действие делает довольно замысловатый кульбит. Еще раз хочу отметить, что фильм имеет патологически больную, густую атмосферу японского декаданса. Здесь эротика и смерть сливаются в один густой сироп. Это стильно, ярко, по-японски изысканно и обязательно избыточно.

Все три картины традиционно объединяют в трилогию Showa, раскрывающую сабж, в декорациях Тайсё. После 1977 года Танака снял еще несколько фильмов в «Pinku eiga», два-три из которых стали довольно заметными, но именно трилогия Showa осталась бесспорной удачей в истории кино. К середине 80х, домашнее видео, окончательно похоронило Nikkatsu с ее «Roman Porno», а в 1993 студия объявила банкротство.



японское кино

Previous post Next post
Up