Четыре фильма совсем не для детей
О
«Bad Santa» не будем, хотя конечно фильмец - самое оно по сабжу. К тому же обзор на этот исключительно зачетный для меня фильм, я уже выкладывал. Ко всему прочему «Плохой Санта» все же не роуд-муви и является скорее антагонистом известного голливудского боевика «Curly Sue».
Речь в данном случае пойдет о четырех картинах, со схожим сюжетом, при этом фильмы ну удивление разные. Снять настолько различные картины с сюжетом один в один, могли только исключительно оригинальные режиссеры с авторским почерком, плюс национальные черты. Во всех четырех, одним из двух главных героев является ребенок, однако замени ребенка на любой другой умильный персонаж, суть басни не изменится. Просто в финале, предельно инфантильный и циничный взрослый человек, должен проникнуться и по возможности стать более ответственным.
В общем, идея фильмов, вызвать максимально сентиментальные эмоции у зрителей, а заодно, представить широкую панораму общества, в плане социальной ответственности. Все в точности по заветам Диккенса. Итак.
«Paper Moon» «Бумажная Луна» - фильм снятый Богдановичем в 1973 году. Снят-то он в 73м, но действие происходит в разгар Великой Депрессии, на Среднем Западе. Главный персонаж, некий «вентиль», очень циничным образом «лохматит» добропорядочных американских обывателей, и совершенно неслучайным образом встречает на пути девчушку лет десяти, только что потерявшую мать.
Добрый дядька предлагает отвезти несчастную сироту в соседний штат, к тетушке. На самом деле он просто почувствовал что можно срубить пару сотен баксов на халяву. Однако, отделаться от, не по возрасту наглой девчушки ему не удалось. С этого и начинается роуд-муви из Канзаса в Миссури. По дороге аферист привычно мошенничает, а девчушка на лету подхватывает приемы.
Но суть не в этом, а в том что между мелкой и жуликом возникает, как бы симпатия и некая ментальная связь, заставляющая провернуться заржавевшие шестеренки в отделе мозга прожженного эгоиста, отвечающем за эмпатию. Параллельной линией картины обозначена тема семьи, особо актуальная в Америке, в ее депрессивный период, стагнации и нищеты, так же как и в начале 70х - в период кризиса и ломки. Как довесок, Богданович постарался пропихнуть в картину изрядную дозу сатиры, сильно заточенной под только получивший тогда развитие неолиберализм (это и была главная задача Нового Голливуда).
К примеру дружба Татум и юной негритянки, как эпизод межрасовой дружбы, в скором времени, повсеместно и принудительно введенный в кинематограф прием. Критика коррупции в консервативной части общества, а так же довольно карикатурно-издевательски показанные фермеры - так называемые rednecks.
Идею фильма Богданович перехватил у Хьюстона, по наводке своей тогдашней жены Полли Платт. Вместо Ньюмана с дочерью Нелл, Богданович взял Брайана ОНила с его дочерью Татум. В переработке сценария, и постановке сильно помог Орсон Уэллс, его «рука» здорово чувствуется в фильме. Оператор Ласло Ковач, тоже не подкачал. В итоге картина получила прекрасный прокат, кучу бабла, а Татум ОНил своего «оскара».
В 1973 году Вим Вендерс готовился к съемкам своего четвертого фильма «Алиса в городах» и когда он чисто неслучайно увидел, только что вышедший «Paper Moon» Богдановича, он был в панике. Сюжет «Бумажной Луны» точно повторял его новый проект. Тут надо совершенно точно признать, что Вендерс переживал напрасно, эти фильмы не спутаешь даже при полной слепоте и отсутствии слуха. «Бумажная Луна», при всей своей претензии на контркультурность, в большей степени коммерческий фильм, а «Алиса в городах» - стопроцентный авторский арт-хаус, первый фильм Вендерса в котором он поймал свою собственную волну, темп и стиль.
В фильме нет едкой сатиры, нет искрометных шуток, нет головокружительных приключений. Есть немецкий журналист-пофигист, где-то потерявший связь с реальностью, про путешествующий по Америке и не написавший ни строчки. Есть серый пейзаж, серая дорога и существование лишенное цвета и смысла, в декорациях Западного индустриального общества.
Алиса это девчушка лет девяти, которую горе-мамаша скинула совершенно незнакомому попутчику. Филипп должен отвезти Алису к ее бабке в Германии, причем ни название города, ни название улицы, ни даже фамилии неизвестно. Впрочем, не то что бы даже он был должен, но по мере движения Филипп как-то просыпается, начинает чувствовать мир вокруг себя.
В общем, фильм очень атмосферный, как говорят, и как и более поздние фильмы Вендерса гипнотизирует, не давая оторваться, при том что арт-хаус, как уже было сказано, ацкий. Так или иначе, говорить о каком-то серьезном прокате не приходится, но вот критики по обе стороны океана фильм очень хвалили и отнесли его чуть больше чем к шедеврам классики кино.
В 1999 году Такеши Китано решил снять нетипичный для себя фильм. Ряд кровавых криминальных драм он прервал лирическим комедийным роуд-муви - «Кикуджиро», с сюжетом аналогичным «Paper Moon». Не могу стопроцентно утверждать, что понимаю мотивацию Китано, но в данном случае, возможно, этим фильмом он помянул свою собственную жизнь, картина кажется самая личная у японца.
«Когда я был маленьким, я почти не говорил со своим отцом. Он пил, дрался, и я прятался от него под кроватью. Фильм «Кикуджиро» начался с того, что я захотел рассказать историю о ком-то, кто мог бы быть моим отцом, хотя практически ничего не знаю о реальных взаимоотношениях отца и сына. Я специально дал главному герою театральное, а не обычно японское имя, чтобы сохранить дистанцию». Такеши Китано.
Кикуджиро это такой не молодой японский гопник с прошлым в виде татуировки во всю спину. Кикуджиро попал под плотную опеку своей подружки - довольно бойкой японки, но тяга к «вольной» жизни его не оставила. Потому он с удовольствием ухватывается за идею отвезти соседского пацана лет десяти на побережье. По легенде, где-то там должна быть мамаша мелкого, уехавшая на заработки несколько лет назад.
Изначально Кикуджиро рассматривает пацана исключительно как возможность отдохнуть от своей подруги, но проходя вместе с ним ряд дорожных приключений, начинает проникаться сочувствием. Моментом истины фильма можно считать эпизод когда Кикуджиро понимает что мамаша просто забыла пацана и решает навестить собственную мать живущую в приюте. Момент очень напомнил известную сцену из «Калины красной», только по-японски сдержанную.
Картина не короткая, хронометражем в два часа, и по правде говоря, во второй своей части порядком затянутая. Кажется, Китано где-то перешел грань фанатизма, рисуя дикие например игры японского гопника (дядя), писателя-путешественника (добрый дядя) и двух байкеров (толстый дядя) и (лысый дядя), впрочем, чрезмерность - общая «беда» японского кинематографа. Хрен знает, но если бы сейчас сняли подобный фильм, особенно со сценой игры в «раз-два-три голый мужик замри», я бы подумал что это опять очередной триллер о педофиле. А так фильм, на мой взгляд, вполне зачетный, а Китано один из лучших современных японских режиссеров.
Этот фильм вышел за год до «Кикуджиро», его сняли на другом конце земли - в Бразилии. Название фильма «Central do Brasil», в нашем прокате «Центральный вокзал». До 1998 года Уолтер Саллес был мало кому известным бразильским режиссером, снявшим два-три колоритных, но не получивших широкой известности фильма. «Центральный вокзал» собрал все, какие только можно фестивальные награды и подкинул Саллеса на самый верх мирового кинематографа. К сожалению, тогда чувак выбрал «голливудский сценарий», а пока он снимает свой бразильский роуд-муви, с пацаном, только что потерявшим мать, и все это по своему собственному сценарию.
Пожалуй, из всех четырех картин, фильм Саллеса самый жесткий. Будет там и торговля детьми, и расстрел на рельсах, непробиваемость мегаполиса и нищета провинции. А главный герой, точнее героиня, в своем цинизме даст фору всем вышеперечисленным «добрым дядям».
Очень своеобразный этот фильм Салеса, именно в визуальном плане. В отличие от вышеназванных картин «Центральный вокзал» имеет очень красивую картинку с природными ландшафтами, надо понимать, что здесь она как продолжение человеческих отношений (чем дальше от центра, тем чище и проще).
Еще, надо отметить актерскую игру. Немолодая бразильская актриса Фернанда Монтенегро, совершенно точно, переиграла и Брайана ОНила, и Китано, а сыгравший пацана Винициус де Оливейра, которого Саллес подобрал в аэропорту, кажется даже даст фору Татум ОНил. В целом можно сказать, что Саллес после 1998 года очень полюбил роуд-муви и снял еще два-три фильма в этом жанре, один из которых, а именно «Дневники мотоциклиста», совершенно точно - фильм достойный отдельного упоминания.