Традиционно каждый год на ММКФе есть одна-две премьеры, показывающихся в самое позднее время и собирающих полные залы. В этом году таковой стала картина румынского режиссера Раду Жуде "НЕУДАЧНЫЙ ТРАХ, ИЛИ БЕЗУМНОЕ ПОРНО", показанная в рамках программы "Фильмы, которых здесь не было". Как сказал её куратор Стас Тыркин, глядя на полный зал: "Sex sales!"
Феномен известный. Фильмы, где так или иначе фигурирует сексуальная тема, стандартно собирают больше зрителей. Связано ли это с тем, что кино (как и любое искусство) само по себе суть сублимация сексуальной энергии - вопрос. Мне кажется, есть и другие интерпретации. Проблематика секса напрямую касается и другой важной темы - свободы, которая может продаётся не так хорошо, но тем не менее тоже активизирует значительную часть публики, особенно в год тотальных запретов. Верно будет также дополнить, что продает не только тема фильма, но и "Золотой медведь" из Берлина. Российская публика скорее консервативна и практически всегда следует за европейской модой. Сильно не уверен, собрался бы полный зал на румынскую картину без лавровых венков на афише.
Сам фильм может сильно обмануть ожидания случайного зрителя. Раду Жуде - режиссёр последовательно вскрывающий болевые точки и противоречия как в современной Румынии, так и в Европе в целом. Его предыдущая картина с ещё более длинным названием "Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары" была посвящена фашизму, далеко не искорененному в Румынии. Более того, из картины следовало, что пламя человеческой ненависти готово разгореться вновь, стоит лишь кинуть спичку. Новая картина продолжает ту же линию. В центре внимания вопросы морали и сексуальных табу, право на частную жизнь и на ошибку в целом.
Фильм состоит из трёх очень разных частей - условно, документальной, мультимедийной и фантасмагорической, - что само по себе привлекает внимание. Автор ищет новый киноязык общения со зрителем. И, судя по 100% рейтингу на Rotten Tomatoes, успешно его находит.
Словно бы сразу оправдывая все возможные претензии и ожидания, фильм начинается со сцены домашнего порно, в которой законные супруги ищут различные возможности оживить свою сексуальную жизнь. Сцены более чем откровенные и разнообразные, но в эпоху Порнохаба вряд ли удивительные. Удивительно другое - как потом из этого вырастает кино?
Заснятые супругами постельные сцены каким-то образом попадают в Сеть, что определенно создаёт проблемы главной героине фильма - школьной учительнице истории.
Параллельно, в цепкой документальной манере Жуде показывает летний Бухарест, выходящий из первой ковидной волны, рифмуя сексуальную энергию и энергию оживающего города. Заодно предоставляя зрителю место и время подумать над непростой ситуацией... Или просто надышаться летним настроением.
Вторая часть - самая натуральная Азбука. С политическим уклоном. Автор даёт вольные, но меткие определения расхожим терминам, подкрепляя своё видение нарезками из телешоу, новостей и роликов с Ютюба.
Сатирический финал снят в духе итальянской классики. (А почти каждый румын мнит себя немного римлянином). Гротескный "корабль дураков", где все кричат, перебивают друга, высказывая идеи, одна безумнее другой. И всё это с соблюдением социальной дистанции и защитными масками на лице. Ближайшей аналогией, знакомой нашему зрителю, будет "Гараж" Эльдара Рязанова, которому фантастическая развязка в духе марвеловских комиксов пришлась бы очень даже по вкусу - ведь он и сам был не прочь смешать реальность и мечты, отправляя, например, старый локомотив в Небеса Обетованные.
Подводя черту, скажу, что каждая часть картины достойна быть отдельным произведением. Однако собранный воедино коктейль не только доставляет эстетическое и интеллектуальное удовольствие, но и выступает в качестве прививки от всевозможного ханжества, невежества и нового пуританства. Болезней, возможно, куда более опасных, чем ковид.
#miff #miff2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино