Вот честно скажу, что ранее я настолько утомил свои глаза и разум просмотром фильмов для «общего развития», что был просто вынужден облагородить свои органы чувств и генерации мыслей чем-то однозначно шедевральным. Скажу сразу, что так и получилось, потому что этот фильм уже неоднократно до этого исправлял ситуацию моего мировосприятия в периоды пессимистических мнений о кинематографе.
Отель «Гранд Будапешт» , 2014
Отель «Гранд Будапешт» , 2014
При этом я скажу, что Уэс Андерсон (режиссер этого фильма) однозначно не принадлежит к числу тех, кому я регулярно молюсь перед сном. Его короткий метр - точно не тот жанр, который я смотрю в принципе; мультипликационная техника - точно осталась в далеком детстве (для меня мультфильмы - это возмутительно нереально, а фантастика - однозначно реальность, по-моему без обсуждения); детские и семейные взаимоотношения - это точно не моё…
Уэс Андерсон
Уэс Андерсон
А тут… В данном случае его умение в короткий хронометрах уместить мысль и действие, решить проблемы декораций и антуража средствами мультипликации, показать криминально-нравственные повороты сюжета с помощью юношеского восприятия ситуации; то есть из имеющихся и полученных навыков в других сюжетных реализациях и проистекает этот апофеоз его гениального творчества в данном конкретном случае (речь идет о Уэсе Андерсоне и этом фильме).
Не скрою, был вопрос о фантастических и нереальных чудесных спасениях персонажа посредством общества «Золотых ключей»; но накануне нашел кусочек знания и об этой «тайной организации». Да, она реальна, существует и решает вопросы и сейчас - то есть, в фильме никакой фантастики и мистики… Знаю и на своем профессиональном поприще, что коллеги по цеху выручат, если есть неразрешимый вопрос, независимо от конкурентных и правовых аспектов существования нашего мира. Но в фильме был этим поворотом сюжета приятно удивлен, относил всё к фантазиям автора.
«Золотые ключи», открывающие все двери: На что способна всемирная организация консьержей
Консьерж московского «Метрополя» Анна Ендриховская о том, правда ли «Золотые ключи» так всесильны, как это показано в фильме Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“»
WWW.THE-VILLAGE.RU
Потом о сценарии, в авторстве которого ненавязчиво фигурирует Стефан Цвейг, расшифрованный потом критиками в виде первоисточников - трех конкретных рассказах… Ну, нет у него, да и у всех европейских авторов того периода времени такого саркастического, карикатурного и юморного легкого восприятия и изложения событий, скорее - это авторская реакция Уэса Андерсона на все эти гнетуще мрачные и симптоматичные «двадцать четыре часа внешнего мира от нетерпения сердца» Цвейга. Это переосмысление и изложение художественного восприятия тех времен мировых войн и ответ Цвейгу (да и всем авторам тог времени) от нашего современника. Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым (Маркс).
Конечно, не без подсказки кинематографической критики - да, отель «Гранд Будапешт» ассоциируется со старой Европой на грани веков, которой приходит конец. Но без лишнего и понятного лицемерия в лице Густава - симпатичного и неотразимого; мы видим, что эти приятные и заставляющие его возлюбить МАНЕРЫ - суть прикрытие далеко ненравственных поступков. Что суть существования той европейской цивилизации - наследование, а точнее - непосредственное получение наследства от старых основ и богатств былого величия. И когда в фильме возникает совсем безнравственный и беспринципный пронырливый наемный киллер Джоплинг в поисках и возврате наследства, отметающий сразу какой-то моральный посыл всего этого наследства, тогда и возникает фашизм.
Итак, тем, кто этот фильм просмотрел неоднократно, я почти всё сказал…
Тем, кто не смотрел, дабы спровоцировать просмотр, или тем, кто не собирается смотреть, я расскажу около-правду о фильме.
Начинается всё замысловато в нашем времени рассказом о придуманном городе Зубровке - Европе-Европ, где и стоял славный отель «Гранд Будапешт», но который сейчас порушен (как и вся Европа 1900 года). Памятник писателю. Девушка с книгой писателя, которую она читает.
Экзотично и романтично…. Монолог, погрязшего в быту писателя, на камеру…. Писатель в молодости (Джуд Лоу), берущий интервью у владельца (Ф. Мюррэй Абрахам - лауреат премий «Оскар» и «Золотой глобус» за роль Антонио Сальери в фильме «Амадей», 1984) ещё существующего отеля. Рассказ писателя (потом ещё будет несколько перескакиваний повествования, возвращающих нас к дополнительному эмоциональному объяснению и комментированию его чувств молодости), погружающий нас в его юность и знакомящий с Густавом.
Итак, Густав (Рэйф Файнс, да - это он) - честь и красота, пунктуальность и точность во всем, необычайная внешняя нравственность и изысканность манер, присущая управляющему отелем «Гранд Будапешт»…
Который знает и чувствует состояние дел постояльцев «Гранд Будапешт» и самого «Гранд Будапешт», который своими манерами и в целом своим поведением не вызывает даже мысли о подвохе или неправедности его поступков. И даже мимолетные его пересечения по жизни с жильцами отеля не формируют ощущения какого-то аморального взаимодействия с постояльцами (а кто видел?) - мадам Селин-Вильнёв Дегофф-унд-Таксис (Мадам Д.) (Тильда Суинтон - у неё потом была вневозрастная стрёмная роль в «Доктор Стрэндж», 2016).
И в этот момент в отель устраивается на службу сомнительными путями Зеро Мустафа (Тони Револори) самым младшим сотрудником, впрочем, таковым вначале карьеры, надо полагать, был и Густав.
А помянутая Мадам Д. после отбытия домой как раз и удосужилась быть помянутой, оставив всё своё богатое наследство и в основном ценную картину «Мальчик с яблоком», конечно, Густаву.
Удачно избежав траурной церемонии Густав с Зеро и картиной покинул дом своей почившей близкой знакомой, но семейство возроптало против такого наследования во главе с возмущенным сыном Дмитрием Дегофф-унд-Таксис (Эдриан Броуди).
И семейство наняло наёмного киллера Джоплинга (Уиллем Дефо), который самым беспардонным образом проникает везде и всюду и преступно восстанавливает «попранную справедливость» во имя правил родства.
Да он везде. Норм нравственности для него нет. Счетчика трупов - так же. А к Густаву по заявлению семьи Дегофф-унд-Таксис прибывает офицер Хенкельс (Эдвард Нортон), который и арестовывает его по подозрению в излишнем сексуальном воздействии, впоследствии повлекшем летальный исход.
Густав с Зеро на бегу прячут картину в отеле и со спокойным сердцем отпускают Густава в тюрьму, где он так же отличается прекрасными и воспитанными манерами, знакомясь с новыми для себя «постояльцами». Густав в тюрьме сходится с благовоспитанным преступником Людвигом (Харви Кейтель), с которым они и готовят побег.
Дмитрий и Джоплинг пытаются повернуть дело в свою пользу и официальными путями, пытаясь склонить на свою сторону адвоката Ковача (Джефф Голдблюм), но тот привержен нормам европейского правосудия. За что жестокого и смертельно пострадал с потерей жизни и четырех пальцев…
Густав и из тюрьмы продолжает руководить своим заведением.
А в это время Зеро Мустафа и Агата (Сирша Ронан) устраивают свою личную молодую жизнь с одновременными заботами о побеге Густава и чтением стихов…
И в один прекрасный момент побег, обставленный в фильме кучей анекдотичных ситуаций, состоялся, но когда сбежавший Густав предстал перед Зеро, последний не смог предоставить ни одно из требований Густава по побегу - даже столь необходимого одеколона для соблюдений всех условий этикета джентльмена, сбежавшего из «этой грёбаной тюрьмы». Пришлось прибегнуть Густаву к помощи общества «Золотых ключей» (управляющих гостиничным фондом), которые посредством пошаговых инструкций и спасли беглецов.
А потом - вдруг война, а наши авантюристы пытаются достать «Мальчика с яблоком» из «Гранд Будапешт». А там уже собрались все герои затянувшейся передряги… И там же после сумасшедших разборок, перестрелок и акробатических трюков всплывет новое завещание Мадам Д. на случай, если её убьют - всё оставить Густаву.
Но Густав же живет воспоминаем о старой Европе… Во время очередной поездки в один из конфликтных моментов с немецкими проверяющими вагона остается заложником своих манер в защите Зеро и Агаты - его расстреливают, что делает Зеро наследников всего-всего состояния. Потом… его Агата и ребенок умирают от эпидемии, а он хранит «Гранд Будапешт» ради её памяти. Впрочем, в наши времена эти европейские останки вовсе сносят к чертям!
Девять номинаций на Оскар и в итоге четыре статуэтки...
Click to view