Российский фильм, полнометражный дебют Ильи Поволоцкого, получивший специальный приз IDFA-2019 (главный международный фестиваль для документалистов) и приз за операторскую работу(Евгений Родин) на прошедшем недавно фестивале #Докер. Хотя я бы дал ему и главный приз, и приз зрительских симпатий, как мне кажется, тоже должен был бы достаться ему, а не сухой и бессмысленной канадской картине о буднях безусловного симпатичного героя с психиатрическим диагнозом.
Но как-то не принято у нас, что ли, ценить своё кино. А иностранным, как раз, наоборот. Что неплохо для дипломатии, но искусству конечно вредит.
Так вот... Фильм достаточно удивительный. Скупое на слова повествование о жизни и быте нескольких мужчин на крайнем севере поначалу навевает тоску. Мало что понятно. Хотя и очень красиво. Но если вы не уснёте к середине, то постепенно станете свидетелями тайной жизни - как внешней, так и внутренней. И чем дальше, тем это всё больше захватывает.
Постепенно мы понимаем про героев, кто есть кто. Старик-отшельник в заброшенном посёлке. Молодой контрабандист (натурально! и при этом даже имя его в титрах указано!). Капитан морского такси. Команда водолазов, поднимающих затопленные суда. Всех их что-то такое объединяет... Но что?
Разный возраст, разные характеры, социальный статус... Но у всех у них есть какая-то цепкость и хватка, способность вытащить из совершенно скудной, а порой и мёртвой территории что-то ценное - рыбу, бензин, стройматериалы... Жизнь и богатство вдруг обнаруживаются фактически в мусоре - будь то заброшенные дома или затонувшее судно. Киберпанковские старьёвщики тихо покуривают в сторонке.
Снято это всё с надлежащими размахом и камерностью, энергией и тактом. Вот реальная погоня, снятая изнутри маленькой лодки за которой как раз и гонится береговая охрана! Самый захватывающий момент фильма. А вот подводные съемки водолазов, режущих газовой сваркой корпус старого тральщика. А вот уже этот тральщик, весь обросший ржавчиной, тиной и ракушками, словно корабль-призрак тихо заходит в гавань. Уникальные кадры! Капитан, допивающий свой виски и берущий "на абордаж" рубенсовскую красавицу в местном баре - едва ли не самый комичный момент фильма, хотя есть и ещё парочка. И с каким уважением и симпатией снято! Или старик, подновляющий краску на стелле советским морякам посреди зиящих пустыми окнами "панелек". Горько смотреть на всю эту разруху... А с другой стороны, сколько в действиях человека любви и силы духа!
По правде сказать, возможно, я увидел несколько другой фильм, нежели задумывал автор. Красноречивое название картины, зарифмованное с бурлящим финалом, словно бы обесценивает все человеческие усилия, низводя их до уровня мелких пузырьков из морской воды. Мне же кажется, что в этой отчаянной,местами, борьбе за жизнь виден большой смысл. Внутренний подвиг, если хотите, и, что не мало важно, не бесплодность трудов, а надежда на какое-то разумное, мудрое мироустройство. (Сознательно избегаю религиозной терминологии)
Если помните сказку про лягушек в кувшине с молоком, то вот "Пена" как раз про тех "лягушек", которые научились выживать и взбивать масло. В каком-то смысле, российская лента - гимн человеческой непотопляемости.
Хотя, конечно, можно посмотреть на неё и как на документальный "Левиафан". Тем более, что аллюзии на Звягинцева сплошь и рядом, начиная с "детектива" про затопленные мешки. Как и всегда, каждый волен увидеть что-то своё. Тем более, что пустого бессловесного пространства для "подумать" в картине предостаточно.