"Дикий" (реж. Камиль Видаль-Наке, 2018)
История 22-летнего парня-проститутки, похожего на молодого Гару(первоклассная актерская работа Феликса Марито, получившего приз "Восходящая звезда" на недели критики Каннского кинофестиваля), невесть откуда взявшегося на городской окраине, не имеющего ни дома, ни денег, ни даже имени. Дни его похожи один на другой - "работа", наркотики, клубы. Ночует, если повезет, в постели клиента, реже - на вписках, а не повезет - прямо на улице. Парня такая жизнь устраивает. В отличие от своего напарника, мускулистого араба, собирающегося найти себе "старика" и воплощающего данный план в жизнь.
Фильм изобилует сценами секса, в том числе и с насилием, и может шокировать неподготовленного зрителя. Однако, поставлены они отнюдь не для эпатажа. В эпоху свободного распространения порно мало какой фильм может реально удивить публику, как не смогла, например, триеровская "Нимфоманка", сформировавшая агрессивным промо с мини-сценами оргазма кинозвезд явно завышенные ожидания. Режиссёр Камиль Видаль-Наке в каждой из сцен раскрывает образ своего героя - с одной стороны своенравного и независимого, с другой покладистого и ведомого. На противоречии внешней независимости и внутренней несостоятельности и построен фильм. Поиски подлинной душевной близости прорываются у молодого человека не часто, но с завидной регулярностью. Видно, как ему не достает простого человеческого тепла, и как он пытается его получить от совершенно случайных людей - от полуслепого старика-клиента, от врача социальной службы... Однако, встречая человека действительно готового заботиться о нем и даже спасающего его в трудную минуту, герой картины не выдерживает напряжения близких отношений, оправдывая названия фильма.
Только тогда-то мы и понимаем, что единственными друзьями подростка-одиночки являются теплое солнце и придорожные травы. Как тут не вспомнить вечное: "Я узнал, что у меня есть огромная семья, и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок..." и не открыть что-то новое в образе нашего народного героя.
Картина Видаль-Наке умело обходит ряд штампов - так, например, на протяжении всех 99 минут слово "ВИЧ" даже не упоминается. Попытки дурного психоанализа пресечены на корню - мы видим героя сегодня, в вечном "здесь и сейчас", но не имеем даже намёка на его прошлое. Кто он? Из какой семьи? Как дошёл до такой жизни? Или почему выбрал её сам? Зритель видит "парус, ищущий бури", но лермонтовские вопросы так и остаются вопросами.
Примечательна одна сцена. Мы видим главного героя, как будто испытывающего оргазм (а как он его испытывает, нам уже показали много раз и под разными углами). Но на поверку то, что мы принимаем за оргазм - агония, жестокий приступ болезни. Параллель между агонией и оргазмом весьма красноречива, как великолепна сыграна и метафора смерти или, если хотите, злого рока, в виде преследующего главного героя черного авто в сопровождении музыки Шопена.
Французская лента, как и положено в современном искусстве, не имеет морали и поучений. Хочешь - смотри, а выводы делай сам. Куратор фестиваля на Стрелке, Стас Тыркин, в коротокм предисловии сказал, что "Дикий" - фильм о свободе и плате за неё. Позволю себе с ним не согласиться.
"Дикий" - прекрасный и психологически очень точный("браво" актерской игре!) портрет героя нашего времени, вне зависимости от своего рода деятельности и сексуальной ориентации, как раз и не имеющего свободы, бегущего от неё, влекомого с одной стороны целым ворохом зависимостей(секс, наркотики, культ развлечений в целом), а с другой - контр-зависимостью, страхом обрести новую зависимость, а именно зависимость от близости. Возможно, у вас после просмотра будет своя, третья точка зрения. Правда, где и как вы сможете посмотреть картину - не знаю. В российский прокат, даже самый ограниченный, "Дикий" с очевидностью не выйдет.
#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #strelkafilmfestival #strelkasummer #Дикий