ММКФ-2017. ПОКОЛЕНИЕ # ВЫБИРАЕТ

Jun 29, 2017 05:16


"Поколение Хэштэг" - весьма спорное определение, то ли современного поколения молодых людей, то ли плеяды молодых режиссеров. Одноименная программа ММКФ состояла из 5 картин, выбранных пятью режиссерами как наиболее сильно повлиявших на них.

Нигина Сайфуллаева (32 года), известная в первою очередь по недавней "женской волне" и картине "Как меня зовут". Её выбор - турецкая лента "МУСТАНГ"(2015). Михаил Местецкий (36 лет), автор драйвовой молодежной ленты "Тряпичный союз" и сценарист "Хорошего мальчика", выбрал "БЫВШЕГО УДАРНИКА"(2007). Наталья Мещанинова (35 лет), также представитель "женской волны", автор фильма "Комбинат "Надежда" и сценарист ленты "Ещё один год", указала на  "ГРОЗОВОЙ ПЕРЕВАЛ"(2011). Иван Твердовский (28 лет), автор "Класса коррекции" и режиссер "Зоологии", решил представить публике "МАРГАРИТКИ"(1966) Веры Хитиловой. Наталья Кудряшова (38 лет), профессиональная актриса и автор картины "Пионеры-герои", остановилась на ленте Ларса фон Триера "РАССЕКАЯ ВОЛНЫ"(1996).

Интерес к картинам, повлиявших на современных молодых режиссеров, понятен - то что повлияло на них, через них влияет и на нас. Далее, о паре, пожалуй, наименее известных у нас фильмов.

МАРГАРИТКИ

Лично мне не очень понятно, как Иван Твердовский затесался в кругу 30-летних. Да, он умен не по годам, но мне представляется поколением следующим, по отношению к поколению остальной четверки, к которому отношусь и я сам. И "Класс коррекции" Твердовского - это безусловно летопись более молодых. Летопись моего поколения - это безусловно картина Кудряшовой "Пионеры-герои". Опять же, выбор явно хипстерской эстетики 60-х на фоне выбора всех остальных, также указывает на некоторую инородность Твердовского. Хотя, скорее именно он - яркий представитель "Поколения #", а не поколения ЖЖ и пионерских галстуков.



[Spoiler (click to open)]
Как бы то ни было, я очень благодарен Ивану за "Маргаритки", которые иначе никогда бы и не посмотрел. А это ж ведь просто праздник какой-то!



История о двух капризных белоручках, устроивших себе бесконечный праздник непослушания не блещет сюжетом. Диалоги скупы. Действия предсказуемы. Но форма подачи, техника, эстетика... М-м-м! Феерия! Чистый восторг! Каждый кадр, каждая сцена - отдельное произведение искусства, со своей магией, своим цветом и спец-эффектами.



"Маргаритки" - бесконечная игра. Игра в счастье. А также прекрасная иллюстрация, что игра в счастье собственно счастья-то и не приносит. Картину Хитиловой легко представить и сейчас, спустя пол-века. Актуальность "Маргариток" нынешней реальности удивительна! Для пущей убедительности стоит только авангардную эстетику несколько разбавить гламуром, а пару пухлых и румяных девчонок заменить на двух тощих андрогинов.



Сложно поверить, что фильм снят в Советской Чехословакии. Настолько он свободен и современен. Вообще кажется, что Хитилова восхищается и наслаждается похождениями своих героинь. Да они аморальны, зато насколько живы! В то время как мир вокруг них - закостенел, закомплексован, скучен и глуп. Морализаторская концовка - просто маскировка, неприменное условие прохождения цензура: "Мол, смотрите, показываем, но осуждаем". Сними Хитилова этот фильм в 90-х, и думаю, финал был бы совсем другой.



Хотя параллели с фильмами Твердовского тут, практически, не усматривается, можно точно сказать, что автор, сделавший данную картину своей "настольной книгой", как минимум амбициозен и требователен к себе, так что лажу снимать точно не станет. А как максимум, можно ожидать от Ивана какой-то новой, прорывной и нестандартной работы.


БЫВШИЙ УДАРНИК (ЭКС-УДАРНИК)



Панк и дичь, драйв и трэш.

[Spoiler (click to open)]
Фильм, в каком-то смысле, крестный отец "Тряпичного союза". Некоторые приемы и настроение почерпнуты Местецким именно оттуда. Правда, "Тряпсоюз" не в пример глубже и ладнее скроен. Смотреть "Ударника" без подготовки непросто - сюр, хаос, жесть, кровь, порно и расчлененка. Хотя слушать саундтрек на удивление можно, он бодрый и драйвовый. В целом, фильм показывает мечты зажравшегося буржуазного класса о новой и недоступной им степени свободе - о панк-мире, а заодно, тешит их нарциссические амбиции. Как говорит сам Михаил, интересно смотреть первую половину фильма. Тут он, конечно, прав - вторая половина несколько провисает. Хотя, без финальной развязки общий посыл фильм не очень понятен.

В общем, кто готов к экспериментам, попробуйте. Кто не готов, и кто не смотрел, смотрите "Тряпичный союз". Это отличное кино режиссера, который только набирает обороты, но по таланту не хуже того же Жоры Крыжовникова (который к моему удивлению, в данную программу не попал, а вот прям напрашивается).


Вера Хитилова, Михаил Местецкий, Нигина Сайфуллаева, Наталья Мещанинова, 2017, ММКФ, Иван Твердовский, Наталья Кудряшова

Previous post Next post
Up