ММКФ-2017. НЕДРУГАЯ ЛЮБОВЬ.

Jun 27, 2017 06:09


Наверное, открою секрет Полишинеля, что самая нетрадиционная программа Московского Кинофестиваля - "Фильмы, которых здесь не было". Но надо отдать должное её куратору Стасу Тыркину, дешевой популярности на модной и "пикантной" теме он не ищет. Равно как и режиссеры, картины которых показываются в программе. Расскажу о двух из них.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА (2017, реж. Себастиан Лелио)



Картина талантливого 43-летнего чилийца повествует о жизни начинающей певицы Марины. Марина - транс, но её история не сильно отличается от историй миллиона молодых певичек по всему свету - те же выступление в ночных клубах, подработка официанткой и богатый любовник, который годится ей в отцы.
[Spoiler (click to open)]
Разница в жизни героини обнаруживается, когда любовник внезапно умирает. Вот тут-то вся родня умершего и наносит "удар ниже пояса". К счастью, Марина сильная... (тут я задумался, но всё-таки напишу однозначно, потому что фильм же как раз об этом) ...женщина. Унижения, оскорбления, физическое насилие не сломают её. Хэппи-энд заслужен, хотя и несколько нереален.

Следует отметить интересную находку Лелио - небольшую детективную линию внутри картины, которая приводит и героиню, и зрителя к кульминации. Случайные поиски заводят Марину в сауну, где ей, чтобы добраться до заветного тайника, вновь приходится принять образ мужчины. И хотя поиски не увенчаются успехом, становится очевидным - насколько инороден бывший Даниэль мужскому миру. Насколько он уже в мире женском.

Другая знаковая деталь - это вопрос о половых признаках. В одной сцене мы однозначно понимаем, что ниже пояса Марина всё ещё Даниэль. Что, конечно, доставляет ей и страдания, и заставляет стыдиться своего тела. Но точку в этом вопросе Лелио ставит гениально! В концовке фильма, по прошествии некоторого времени после основных событий, мы видим Марину абсолютно голой. Взгляд камеры скользит по телу, подбираясь к "причинному месту", и утыкается в крохотное зеркало, в котором зритель видит лишь отражение лица. Всё, тема закрыта. Что ТАМ - уже неважно. Что называется, "на себя посмотрите".



Главную роль в фильме исполнила Даниэла Вега, чилийская транс-актриса. Сыграла блестяще, несмотря на дебют в большом кино. В общем, берлинские медведи были получены картиной весьма заслуженно. Кстати, прошлая робота Лелио "Глория"(2013) - история 58-летней вдовы из Сантьяго, - также повествовала о непростой женской жизни и также получила нескольких медведей в Берлине. В России её можно было видеть на кинофестивале "2morrow/Завтра" и в ограниченном прокате.


БАБОЧКИ (2017, реж. Дм. Кубасов)



Что творят современные докуменалисты - уму непостижимо! Выпускник "Школы Марины Разбежкиной" Дмитрий Кубасов снимает фильм о 20-летнем парне, который в свою очередь сам снимает о себе фильм в рамках известного документального проекта "Реальность". Как это всё случилось и организовалось - очень интересно, но не сильно важно. Важно другое - на экране документальная реальность удивительной искренности и фантастически короткой дистанции!

"Бабочки" с несказанной легкостью, простотой, открытостью и достоверностью показывают такое, что похоже не снилось ни одному документалисту - а именно, полный цикл любви, от зарождения чувства до его исчезновения. Практически, в прямом эфире, но без пошлой игры на публику, как в "Доме 2".
[Spoiler (click to open)]
Лёша - гей. Так уж сложилось. И парней у него было куда больше, чем у его симпатичной подруги, тоже далеко не невинной. Лёша приезжает в Плёс, где проходит фестиваль имени Андрея Тарковского "Зеркало" - вот там, вдалеке, школа, где учился великий режиссер, вот тут его почитатели, вот за столиком расположилось иностранное жюри, вот Лунгин с Ярмольником никак не могут выбрать себе подходящий номер в санатории, а вот Гриша ака "Грегори" - долговязый, смешной, но обаятельный подросток, приёмный сын местного бизнесмена.



Всего за один вечер, прямо на наших глазах, документально, происходит "охмурение" парня. Лишних подробностей на экране не будет, но присутствует даже сцена лишения невинности...

События текут своим чередом. Кинофестивальные зрители досматривают последние сеансы, кинорежиссеры допивают последние капли... Впереди расставание.  И тут не очень важна ориентация героев - уж сколько мы видели и читали подобных романов про мужчину и женщину. (Правда, не знаю ни одной документальной работы. Кто знает, напишите!). Драма неизбежна, даже если она случится не на берегу Волги, а уже в московской квартире. То, что для Гриши - первая любовь, для Леши - курортный роман, мимолетный эпизод, подобный вставке, где пожилая сестра Тарковского разгоняет бабочек на обочине дороги. В конце фильма у главного героя появляется новая бабочка. Она хорошо готовит и смешно говорит по-испански.

Не уверен, что данный фильм можно назвать главным скандалом фестиваля, как где-то читал. На скандал, честно, не тянет. Ничего "жареного" и "острого" в фильме не присутствует. Типичная лав-стори, только очень-очень близко. С хорошим ритмом, юмором, колоритными героями. Явно, одна из сильнейших документальных работ фестиваля! И то, что организаторы сдвинули показ с запланированных десяти вечера на полночь, отдав козырное время куда более слабой картине ("Белые ночи"), конечно свинство! "Бабочки" - единственная картина из мною виденных на этом фестивале, во время просмотра которой публика несколько апплодировала. Подчеркиваю, не "после", а "во время". Это редкость даже для гениальных картин!

В общем, "Бабочек" можно заслуженно назвать триумфом нашей документалистики. Марина Разбежкина имеет повод ещё раз похвалиться своими воспитанниками, а троица Пивоваров-Костомаров-Расторгуев могут возгородиться плодом своей "Реальности". И, помнится, я уже как-то говорил, что мы ещё не раз услышим об этом проекте.


Кому интересно, фильмы ещё можно посмотреть в московском "Октябре". Сегодня вечером. Правда сеансы почти в одно время - так что выбор непростой. Чем, кстати, и славен ММКФ. За что и люблю!

Школа Марины Разбежкиной, документальное кино, проект Реальность, Бабочки, 2017, Себастиан Лелио, Фантастическая женщина, ММКФ, Дмитрий Кубасов

Previous post Next post
Up