Чего можно ждать от скандинавского арт-хауса с дурацкой афишей и квелым сюжетным описанием? Ничего хорошего, разумеется - очередная скучная психологическая дрянь и тягучая бездарность, прикрывающаяся удобным щитом «кино не для всех». Но это только на первый взгляд.
В общем, занесла судьба на норвежский фильм Mot naturen («К природе», 2014). Главную роль исполняет Уле Йевер, он же режиссер и автор сценария. Герою Йевера чуть за 30, он обычный парень и у него все, вроде, хорошо: жена, сын, работа, какие-то друзья, с которыми он иногда выпивает. Размеренное middle-class существование.
Но что-то грызет изнутри.
Работа - скучная, отношения с женой размагнитились временем; сын еще слишком мал, чтобы с ним можно было интересно проводить время вместе. Настроения веселиться с друзьями на выходных тоже нет. Жизнь - тихое отчаяние.
Собрав рюкзак, он отправляется в одиночный поход в горы, где остается один на один с собственными мыслями.
Вот, собственно, и весь сюжет.
А суть вот в чем.
Абсолютно все, что происходит в голове мнительного и рефлексивного героя - без всякой цензуры - вербализует его же внутренний голос, который зритель слышит за кадром. Брутально честный майнд-флоу, в котором обычные, будничные и «нормальные» мысли легко перемежаются какими-то грязными мыслишками или откровенной ерундой. Несмотря на то, что весь этот калейдоскоп происходит в чужом сознании, зрителю здесь легко узнать самого себя - ведь его физика мышления такая же.
Этим фильм держит внимание на протяжении всех полутора часов, что он идет.
Добавочная ценность Mot naturen - в юморе, который появляется в самых неожиданных моментах. Еще необыкновенно красива показанная в фильме норвежская природа.
В общем, на этот фильм я бы никогда не собрался специально, а он оказался пронзительно великолепен. Один из однозначных фаворитов года.