«А не взяться ли мне за Вильяма, нашего, Гибсона«, подумал я, и взялся. Хочу рассмотреть его героинь в киновоплощениях. Правда, их пока немного, но все они достаточно яркие, и рассказать, в общем-то, о каждой, да и обо всех них вместе, есть что.
Начнём с того, что женщины в творчестве Уильяма Гибсона (прародителя киберпанка) - существа сильные, на первых ролях. Практически во всех его романах (а Гибсон - именно писатель, не режиссёр, если вдруг кто-то не знает) главные герои - женщины, даже если они и значатся второстепенными. Если мужчины и имеют значение, то максимум - могут быть на равных, но чаще создаётся впечатление, что они на втором месте, настолько ярки гибсоновские девушки. Взять того же «Нейроманта» (культовое, до сих пор не экранизированное произведение, от которого, собственно, и отсчитывают эпоху жанра/стиля/направления, известного как cyberpunk) - Кейс (гг) рядом с Молли (подруга гг) выглядит достаточно блёкло, и не только внешне, но и по своей внутренней фактуре тоже. Ну, ладно, про книжки сегодня не будем, будем про кино «от Гибсона».
Всего на данный момент существует две полнометражные экранизации произведений писателя - «Отель "Новая роза"» и «Джонни-мнемоник» - снятые по одноимённым рассказам из сборника «Сожжение Хром». Ещё есть два эпизода из сериала «Секретные материалы» (одиннадцатый из пятого сезона - «
Код уничтожения» и тринадцатый из седьмого - «Шутер от первого лица»), сценарии к которым написал Гибсон. Во всех этих фильмах есть «фирменные» для него женские персонажи, о них и поговорим.
Первый, и по известности, и по значимости, и по старшинству - «Джонни-мнемоник»
В рассказе героиня Молли (Molly Millions) - та самая наёмная убийца со стальными лезвиями-когтями в пальцах, вылезающих по её желанию (типа как у Росомахи из «Людей Икс», только не так тупо/брутально) и зеркальными линзами, вшитыми в глазницы (бытует мнение, что «под Молли» рисовали образ своей Тринити в «
Матрице» Вачовски, в принципе, похоже), которая позднее будет вовсю фестивалить в «Нейроманте». В экранизации же девушку зовут Джейн, ни когтей, ни линз у неё нет, хотя она тоже крутой наёмник, готовая за деньги убивать любого, на кого ей укажет клиент. Прямо скажем, в фильме персонаж получился послабее чем в книге, но всё равно девица из крутых, фирмовых гибсоновских.
Тут следует сделать небольшое отступление, рассказав немного о литературных корнях киберпанка, созданного Гибсоном, чтобы стало понятнее, из какого сора это всё выросло. Наиболее близкое по стилю направление к творениям Уильяма - это крутые детективы, те, что писали Микки Спиллейн, Реймонд Чандлер и иже с ними. То, что в кино стало известно, как «нуар». Одна из обязательных составляющих нуара - роковая женщина, Femme Fatale, которая дьявольски красива, хитра, жестока, цинична и, как правило, смертельна. Всё делается ради неё, из-за неё, начинается с неё и ею же и заканчивается - нередко роковая красотка неожиданно (якобы, мы-то все ждём подвоха с первого же появления этой девицы на экране или на страницах книги) убивает главного героя. С поправкой на романтику, киберпространство, новые технологии, генную инженерию, боевые искусства и ещё тысячи антуражных деталей - героини Гибсона и есть эти самые девчонки из pulp fiction (в данном конкретном случае речь идёт о жанре, а не одноимённом фильме Квентина Тарантино). И если даже они не такие и коварные, как заведено по канону, то сильные и при необходимости жестокие - безусловно. Хотя есть в обзоре и стопроцентная роковая красотка. Как раз она следующая.
Экранизация рассказа «Отель "Новая роза"» от Абеля Феррары
Это меланхолическое кино про битву двух корпораций, в которую оказываются втянуты два друга и красотка Сендия, вставшая между ними. Хитроумный план обогатиться за чужой счёт идёт насмарку из-за предательства этой самой красоткой, роль которой исполнила Азия Ардженто. И пусть Сендия не сильна физически, а также не имеет каких-либо хайтек-наворотов (физуально и стилистически фильм, вообще, мало походит на киберпанк - бюджета маловато, да и не на это делался упор режиссёром), но зато она сексуальна, изобретательна в постели, а также коварна и лжива - настоящая Femme Fatale.
Теперь о девушках Гибсона из «Секретных материалов» (соответствующие фрагменты прилагаются):
- Первая - героиня эпизода «Код уничтожения», легендарная хакерша Эстер Нейрн, которой восхищаются все компьютерные спецы, в том числе и троица «Одиноких стрелков»
Click to view
- Вторая - Матрея, виртуальный персонаж, богиня компьютерной игры, созданная искусственно, но обрётшая собственное сознание и живущая уже автономно (что-то наподобие божества в стрелялке), убивающая игроков в игровом пространстве
Click to view
Надо ли говорить, что последние две героини круты, как и положено «гибсоновским барышням».
Ходит слух, что в фильме «Джонни-мнемоник» Гибсон не разрешил использовать образ Молли, опасаясь (справедливо, в общем-то), что достойно воплотить его не смогут. Будем надеяться, что когда-нибудь «Нейромант», экранизацию которого уже многие годы всё пытаются сдвинуть с мёртвой точки, снимут. И Молли в нём будет та, какая и должна быть.