Что делать, если ты горе-киллер и провалил свое первое задание? Причем не просто провалил, а убил невинного, обеспечив себе неисчерпаемые доводы в пользу скорейшего суицида. А если ты друг, хороший друг, почти отец неудачливого собрата по оружию? Ты старший, опытный, отвечаешь за парня, но в то же время обязан выполнять свою работу, жестокую, ту, в которой нельзя руководствоваться привязанностями, эмоциями и прочими позывами сердца.
И все бы хорошо, если не давать воли тем самым чувствам. А у героев это ну никак не получается, потому что они не картонные, не шаблонные, наоборот - очень живые, хоть и идеализированы и романтизированы местами, но им сочувствуешь, в них веришь много больше, чем пуленепробиваемым, хладнокровным наемникам, шпийонам и прочим героям крепких боевичков.
Потому что невозможно перебить десятки людей и спокойно жить дальше, продолжая легковесно скользить по тому же чертовому лезвию. Не бывает так, чтобы как с гуся вода. Киллеры либо законченные безумцы, либо глубоко под наркотой, либо уже не жильцы по собственному желанию. Люди пропащие, люди в безнадежности могут взяться за оружие, но если в пределах огромной погрешности они нормальны, то их работа этот факт быстро исправит.
Мартин МакДона, режиссер и сценарист "Залечь на дно в Брюгге", прекрасно показывает, куда простых людей приводят убийства. Ладно, еще, когда они негодяев стреляют, еще как-то можно пережить, внушив себе, что так даже лучше, что вообще, быть может, во благо, чтобы плохие ребята больше никому не причиняли вреда. Но когда гибнет обычный маленький человек... такое сложно простить самому себе, забыть хоть ненадолго у главного героя Рэя и то не получается, так же, как и у его босса. К великому сожалению для несчастного наемника.
Пьянки, наркотики, красивая девушка, шлюхи, драки, карлик-расист, задумчиво-грустный напарник Кен, и Брюгге - мрачная старая развалина - вот все, что проносится перед ошалевшим Реем. Залечь на дно? В городе, красоту которого не разглядеть, потому что в нем невыносимо тоскливо. Узкие улочки, молчаливые, холодные каналы, вековые строения с презрением "прожитых лет" взирают на сходящую с ума букашку, меланхолия, красивая скука, ввергающая в отчаяние. Брюгге заставляет Рэя жаждать избавления от его дряхлой, чопорной компании. Уже не важно, как, но ему нужно бежать отсюда, любой ценой.
«Чёрт, парень, может это и есть ад?! Целая вечность в Брюгге...»
Ад - как тягучая европейская скука и неотпускающее чувство вины, смерть - как избавление с саднящей сердце надеждой на будущее.
Как ни странно, для Кена все наоборот. В его глазах город прекрасен, как в сказке, и там плавают сраные лебеди. Кену совсем не хочется покидать это спокойное пристанище, он отдыхает, у него вроде бы как отпуск. Ему очень бы хотелось сюда вернуться.
Жизненный опыт, душевное состояние и мироощущение искривляют реальность старушки Брюгге совершенно по-разному для двух киллеров: немолодого и порядком уставшего Кена и парня с, казалось бы, всей жизнью впереди и малой, но трагически случайной, кровью на руках.
Фаррел и Глисон абсолютно проживают роль. От игры Глисона можно разрыдаться и растрогаться всей душой. Колин тоже на высоте, вызывает сходные эмоции, разве что персонаж его намного более противоречив, поэтому его судьба не настолько ранит. А вот Файнс понравился меньше. Экранного времени в фильме у него в разы меньше, чем у Колина и Брендана, а актерская работа слабее, отыграл он на твердую четверку. Все-таки злодейский образ у него цельный, но немного пресный на общем фоне.
Фильм хороший, не для широких масс, а для глубоких дум о вечных вопросах жизни, смерти, греха, морали и принципов. Еще о дружбе, а о любви совсем нет. Хотя девушка в конце все-таки оказывается рядом с Рэем, светленькая вся такая на вид, как лучик солнца в сумрачном Брюгге, как надежда во тьме абсолютного ее отсутствия.
Смотреть, чтобы думать, нырять в атмосферу картины с головой. Для фильма необходимо настроение, он непростой, местами абсурдный, где-то смешной, а где-то нестерпимо грустный, мистический и в то же время очень реальный. И, конечно, он в Брюгге, там, где всегда можно залечь на дно. После просмотра есть два варианта: вы либо влюбитесь как в город, так и в сам фильм, захотите пересматривать его вновь и вновь, либо найдете его небывало скучным, мрачным и унылым и будете несказанно рады, когда лента наконец закончится. Но ведь никогда не узнаешь наверняка, пока не попробуешь.