Конкурс документального кино - совсем недавнее нововведение Московского международного кинофестиваля: в нынешнем году лучший неигровой фильм выбирался лишь в третий раз. Однако не в последнюю очередь благодаря этому документальная программа постепенно превращается в главное достоинство отечественного киносмотра.
Лучшей среди документальных работ, показанных на ММКФ в 2015 году, стала картина американского режиссера Мэттью Хайнемана, названная "Земля картелей". Нужно заметить, это уже не первая награда фильма. Его премьера состоялась в январе на американском фестивале независимого кино "Санданс", и уже там он удостоился сразу двух призов - за режиссуру и операторское мастерство. Под впечатлением оказалось не только фестивальное жюри, кинокритики также очень высоко оценили "Землю картелей". Ее называли и "высокой драмой", и "великолепным журналистским достижением", и "превосходным триллером", и даже "визуальным шедевром".
Так о чем же это кино? Если кратко, оно о том, как жители двух соседних стран - Мексики и США - схожими, но не одинаковыми, методами решают одну и ту же проблему, пытаются противостоять мексиканской наркомафии, против которой бессильны власти обоих государств.
С американской стороны границы, а точнее в Аризоне, местный житель Тим Фоули сколотил отряд добровольцев, который по ночам патрулирует приграничную территорию, отлавливая контрабандистов, следующих из Мексики. Биография Фоули, как и причины, подвигшие его начать борьбу с преступниками, довольно хрестоматийны. Трудное детство, побег из дома, скитания, злоупотребление наркотиками. Однако в какой-то момент ему удается выправить свою жизнь, найти работу на стройке, обзавестись семьей. И тут некстати грянул экономический кризис 2009 года. Наш герой в одночасье лишился работы, а когда попробовал найти новую, обнаружил, что рабочие места на стройках повсюду заняты мексиканскими нелегалами. Вот тогда-то Тима Фоули и посетила мысль взять судьбу в собственные руки и встать заслоном на пути нелегальной иммиграции. Быстро выяснилось, что людей из Мексики в США переправляют те же криминальные круги, которые промышляют контрабандой наркотиков. Так Фоули и стал борцом с наркомафией.
История этого американского "дружинника" идеально резонирует со скандальными заявлениями Дональда Трампа, нью-йоркского миллиардера и шоумена от бизнеса, объявившего недавно о своих амбициях занять пост президента США. Примерно в то же время, когда "Земля картелей" вышла в американский прокат, Трамп, стремясь завоевать симпатии наиболее консервативной части электората Республиканской партии, обвинил нелегальных иммигрантов из Мексики во всех смертных грехах. Они-де сплошь преступники, наркоторговцы и насильники, и вообще руководители Мексики заинтересованы, чтоб худшие из их сограждан покидали страну, становясь проблемой другого государства. Наверно, для Тима Фоули такие слова пролились бальзамом на измученную душу, ведь, по его мнению, приграничные американские территории - это уже не Америка, на них безраздельно властвует наркомафия, и нынешние вашингтонские обитатели ничего с этим поделать не могут.
Не стоит, однако, думать, будто "Земля картелей" представляет лишь одну точку зрения. Основная часть фильма показывает нам как раз, что происходит по другую сторону американо-мексиканской границы. И там, как выясняется, люди тоже не рады соседству с наркокартелям. И так же, как в США, мексиканцы создают отряды самообороны, отчаявшись дождаться помощи от официальных властей. Впрочем, есть и отличия. Например, в том, кто стоит во главе "народного сопротивления". Мексиканцы сплотились вокруг импозантного пожилого мужчины с роскошными усами. Это доктор Хосе Мирелес, человек, образованный и всеми уважаемый, разительно непохожий на своего простоватого американского "коллегу".
У Мирелеса, как и у многих его сторонников, имеются личные счеты с наркомафией: несколько его родственников были убиты преступниками. Похоже, этот печальный опыт наложил отпечаток на методы, которыми мексиканцы противостоят криминалу. Подчас эпизоды, снятые документалистами в Мексике, напоминают даже не хронику полицейской операции, а кадры из района боевых действий. О правах задержанных участники отрядов самообороны, кажется, просто не слышали. Взятых с поличным наркоторговцев избивают прямо перед объективом кинокамеры. Американцы, судя по фильму, ведут себя с арестованными куда спокойнее. Людям Фоули вообще не так уж часто удается вживую встретиться с контрабандистами. Как правило, те успевают удрать, заметив приближение патруля.
Однако еще сильнее различаются финалы историй Тима Фоули и Хосе Мирелеса. У американца, вероятно, всё будет хорошо. Он продолжит гоняться по ночам за контрабандистами, скорее, теша самолюбие, чем принося Америке реальную пользу. А вот усилия мексиканского доктора не остались незамеченными. Мирелес изначально с недоверием относился к государственной власти, считая ее крепко повязанной с наркомафией. Его люди иногда даже вступали в стычки с полицией. Поэтому, когда правительство поставило перед ним ультиматум либо распустить отряды, либо передать их под официальный контроль, Мирелес отказался подчиняться и в итоге попал в тюрьму. Последователи от него отвернулись, предпочтя вступить в ряды так называемой "сельской полиции". Видя как они меняют белые футболки на черную полицейскую униформу, трудно удержаться и не сравнить это с переходом на "темную сторону".
Дмитрий Ткачов, эксперт центра "Tabula"