Делюсь впечатлениями от просмотренного на первом дне Московского международного кинофестиваля (хотя для прессы это уже второй день).
Сегодняшний кинопросмотр в Доме Киноактера случился очень удачным и необычным. Напор человеколюбия с экрана поразил даже меня, привыкшего, в общем-то, и к фестивальному, и к документальному кино совершенно разного толка, в том числе и такого. Разительно высветилась разница - какого кино не хватает нашему российскому кинематографу. Вот как раз человеколюбивого. Где бы автор реально любил своих персонажей, не пытался судить, верил в добрую природу человека, но при этом не скатывался в "как здорово, что все мы здесь...". В современном российском кинематографе я припомню таких фильмов всего несколько - безусловно "Дикое поле" Калатозишвили, и ещё "Овсянки" с "Небесными женами луговых мари" Федорченко. В целом же в нашем кино утвердился тренд скорее высокомерно-обличительный - бесконечные "Преступления и наказания", в полном спектре от "Духless'a" до "Трудно быть богом". И как-то, мне теперь отчетливо стало видно, надо от этого уходить... Итак, про доброе и человеколюбивое кино.
АНКЛАВ
реж. Горан Радованович
Весьма сильный конкурсный фильм, на политическую и, увы, уже близкую нам тему - этнических конфликтов. Непростая жизнь сербского анклава на территории албанского Косово показана глазами мальчишки, и как бы штрихами, короткими, но насыщенными эпизодами. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь, что в конфликт, не затихающий и по сей день, вовлекаются совсем ещё дети - глупые и невинные. Пистолет в руках ребёнка вызывает неподдельный ужас, настолько реально ощущается действие фильма.
Актерская игра двух главных героев-мальчишек, Филипа Шабарича и Дениса Мурича, и в правду очень сильна. Оба, кстати, живут в Косово, а потому знают ситуацию изнутри. Мальчишку, играющего албанца, Мурича, можно было также увидеть в другом недавнем фестивальном фильме "Ничей ребенок". Также, в одной из главных ролей снялась звезда сербского кино Аница Добра, имеющая за плечами, не смотря на молодой возраст, около 50 ролей, в том числе главных. Вообще, на лица в фильме приятно смотреть - красивые, настоящие, не заезженные.
Очевидно, что режиссер, будучи сербом, не может быть до конца объективным в своем фильме. Чувствуется острая боль, ощущается великая национальная катастрофа. Тем не менее, настрой режиссера и его фильма - примирительный. Слижком уж схожи внутри так стремящиеся различаться внешне народы некогда братской Югославии, да и вообще Балкан. Характерно, что потрясающе точную, очень чувственную, во многом передающую боль фильма, музыку авторы позаимстовали у греческого композитора Элени Караиндру.
Очень нужное кино, верное интонационно и снятое, пусть и не без погрешностей, но искренне, что много важнее. Желаю этому фильму получить награду кинофестиваля в какой-либо категории и как можно более широкого проката. И приятно, что он начался с Москвы.
РОСИТА
реж. Фредерикке Аспек
Другая конкурсная лента, филигранно отточенная и сценарно, и по исполнению. Актерский дуэт отца и сына (два популярных датских актера, один из которых начинал ещё в "Идиоте" Триера, и которых режиссер дожидалась, в силу насыщенного графика, целый год) просто заставляет любоваться игрой. Балансирующая между драмой и комедией картина, далеко не так проста, как можно было бы подумать по описанию. "Жена по почте", явление уже очень характерное для современной Европы, показывается не жертвой, не авантюристкой, но простой женщиной - с чувствами и характером. Внеся некоторый сумбур и даже конфликт в застоявшуюся атмосферу датской семьи, отца и сына, филиппинка Росита заставляет каждого героя фильма переосмыслить себя и, в каком-то смысле, ожить. И пусть в конце разум побеждает чувства, и каждый получает, видимо, не совсем то, чего хотел изначально, но финал фильма видится мне определенно жизнеутверждающим.
Прекрасная конкурсная картина, явный претендент на "Георгия".
АН
реж. Наоми Кавасэ
Удивительная картина о "маленьких" людях, в который раз показывающая, что Япония для нас - как другая планета. Люди там по-прежнему любуются деревьями, разговаривают с Луной, общаются таким языком и на такие темы, которые сложно представить в нашей традиции. Я чувствовал себя немного варваром перед этой культурой, в которой даже выпекание блинов с начинкой в уличной забегаловке есть высокое искусство. Режиссёру Наоми Кавасэ, отмеченной на сей день уже многими международными фестивалями и не за одну картину, удалось передать удивительную атмосферу небольшой улочки с её свежим, прозрачным, чуть морозным воздухом, в котором даже цветение сакуры не выглядит штампом, а поучительные наставления не звучат банально и пошло.
Очень добрая, тонкая, глубокая и оригинальная картина. Единственное что - непривычно медленная, а потому требует определенного созерцательного настроя.
PS: ещё пара слов о паре фильмов.
Фильм открытия, ТОТЕМ ВОЛКОВ режиссера Жа-Жака Анно нежно мною любимого за "7 лет в Тибете", неплохая картина, опять же с нетривиальным сюжетом, зрелищная... Но временами скатывающаяся в штампы, а потому искушенному зрителю может быть скучновата. Зрители без претензий могут быть и в восторге.
То ли сюр, то ли трэш, то ли супер-интеллектуальная игра РЕАЛЬНОСТЬ Квентина Дюпьё, многими была воспринита как гениальная картина. И, поверьте, есть за что. Неофрейдистский калейдоскоп снов и сценариев, право, очень даже увлекает. Но может и склонить в сон. Мне картина понравилась, но смотрел я её явно не в том настроении, чтобы поставить высшие баллы. Что, конечно, совсем не вина картины. Любителям Гондри, Ходоровского, Мацумото и вообще всего необычного, рекомендую.