"Жажда жизни". Страсти и триумф Винсента ван Гога

Apr 23, 2015 11:17

Фильм "Жажда жизни" (1956) по роману Ирвинга Стоуна посвящён художнику Винсенту ван Гогу. Он поставлен знаменитым режиссёром Винсентом Минелли, тёзкой героя фильма и отцом ещё более знаменитой Лайзы Минелли, сыгравшей главную роль в фильме "Кабаре". Фильм смотрится как абсолютно современный. Ощущения устарелости нет вообще. Вполне современный антураж, темп и философия. Весь эпизод с шахтёрами в посёлке Патюраж сделан, как мне кажется, в эстетике трагических офортов Гойи.

Актёрский ансамбль невероятной высоты. Кирк Дуглас потрясающе похож на ван Гога, оставаясь при этом очень красивым и очень секси. Его атлетическое сложение - широкие плечи, длинные "ковбойские" ноги - всё супер, хотя это и не вписывается в астенический образ психически больного гения. Но важно то, что в эпизодах невротических припадков и в изображении депрессий Дуглас ни разу "не пережимает педаль газа". Он не щадит зрителя, но и не превращает байопик в хоррор. Достаточно сравнить лицо Джека Николсона в "Shining" с лицом Кирка Дугласа в сцене перед зеркалом с бритвой в руке, чтобы оценить огромный спектр актёрских перевоплощений в примерно одинаковой сюжетной ситуации. Правда, Оскара присудили Энтони Куину за роль второго плана (Гоген). Хотя я его игру восприняла по большей части просто как присутствие: вошёл в кадр - и всё. Затмил всех. Больше ему ничего делать не надо. Джеймс Дональд в роли Тео Ван Гога замечательно передаёт взаимную зависимость между обоими братьями, их почти что симбиоз. Смерть Тео полгода спустя после гибели брата выглядит вполне логичной на фоне той эмоциональной зависимости, которая связывала его с Винсентом.

Фильм выдержан эмоционально очень достойно. При всех психических эксцессах героя, довольно подробно показанных, нет ощущения, что тут тебя пугают или выжимают слезу. Изобразительный ряд во всех случаях сохраняет большую дистанцию от голливудской техники слёзовыжимания. Режиссёр показывает трагедию, а не мелодраму, как пишут на некоторых афишах.

Социальная позиция авторов чётко распределена по двум высказываниям: первое - осуждение классового неравенства на заре индустриальной эпохи, чудовищной эксплуатации рабочих на шахтах в эпизоде с деятельностью героя в качестве священника в посёлке Патюраж; второе высказывание заявлено начиная с парижского эпизода, где на фоне скандалов вокруг художников-импрессионистов и внутри самого круга художников разворачивается конфликт между традицией и инновацией.

Единственное, в чём, на мой взгляд, можно опознать в фильме 50-е годы, это грубоватый грим и парики у некоторых характерных персонажей. Особенно выделяются Антон Мауве, дядя ван Гога, Камиль Писарро и житель Арля с гротескными бакенбардами, который берёт безалаберного художника под своё покровительство, защищает его от озверевшей толпы, осаждающей его дом после эпизода с отрезанной мочкой уха.

При знакомстве с биографией ван Гога удивляет обилие в ней белых пятен, невзирая на то, что изучать её начали уже вскоре после его гибели, а по времени его жизнь приходится на вторую половину 19-го века, а не на какие-то незапамятные времена.

1956, Энтони Куин, Кирк Дуглас, Винсент Минелли

Previous post Next post
Up