Приятное послевкусие "Пряностей и страстей"

Sep 23, 2014 00:51



Жанр «кулинарной мелодрамы» понемногу завоевывает киноиндустрию: достаточно вспомнить самый кассовый за всю историю греческого кинематографа фильм «Щепотка перца» и мексиканский «Как вода для шоколада» -экранизацию популярной книги Лауры Эскивель, в которой повествование затейливо переплетается с выдержками из мексиканской кулинарной книги. Новый фильм «Пряности и страсти» режиссера фильма «Шоколад» и «Что гложет Гилберта Грейпа» Лассе Халльстрёма, представляющий собой совместное производство Индии, ОАЭ и США, можно назвать своего рода путеводителем по индийским кулинарным традициям. Мне же он пришелся вообще очень кстати, т.к., вернувшись пару недель назад в холодную Москву, я еще не совсем забыла яркое буйство красок Шри-Ланки. Фильм рассказывает о семье мигрантов, выходцев из Индии, которые, пожив какое-то время в Лондоне и помотавшись по Европе в минивэне, решили осесть в небольшой пиренейской деревушке на юге Франции. Глава семейства решается приобрести заброшенный особняк и организовать в нем весьма экзотичный для региона ресторан индийской кухни "Усадьба Мумбай". При всем при этом идея кажется на первый взгляд совершенно авантюрной, потому что, помимо глобальных финансовых затрат, ресторан может оказаться нерентабельным, т.к. прямо напротив него находится ресторан высокой французской кухни, единственный в округе владеющий звездой «Мишлена». Владелицей ресторана является чванливая и циничная Мадам Малори, роль которой исполняет великолепная Хелен Миррен, после роли королевы Елизаветы доказавшая всему миру, что ей под силу любая роль.

Пара слов о гастрономической составляющей. Отдавая должное теме, фильм пестрит названиями разнообразных специй и приправ, которые создают неповторимый колорит индийской кухни. Но длинные списки неизвестных наименований ни на каплю не отдают занудством. Вспомним сцену, в которой «папа», глава индийского семейства, впервые после пожара достает коробку со склянками, содержащими шесть основных индийских специй. Этот реквизит неслучайно красной нитью проходит через весь фильм - он впитал в себя дух матери главного героя, трагически погибшей при пожаре, которая, несмотря на скромное присутствие в фильме, вносит значительную лепту в развитие и становление сына, т.к. именно она учит маленького Хассана с детства чувствовать и различать множественные вкусовые оттенки знакомых блюд и тем самым способствует тому, что сын находит свое призвание. Или сцена, в которой Хассан готовит омлет, чтобы предстать перед строгим судом Мадам Малори, и на несколько мгновений мы словно становимся свидетелями рождения кулинарного шедевра, наблюдая, как Хассан с изящным вкусом приправляет омлет букетом традиционных индийских специй.

«Пряности и страсти» - это история о скромности и тщеславии, человечности и подлости, толерантности и неприятии и о том, что любовь к дому, женщине, семье и своим традициям бывает выше честолюбивых помыслов, успеха и материального благосостояния. Причем все это преподносится столь ненавязчиво, что фильм напоминает жизнеутверждающую притчу и дарит потрясающий заряд оптимизма. Подобно тому, как Мадам Малори говорит после первой пробы Хассану, что после кусочка его омлета во рту "одновременно горячо, свежо и остро", сам фильм оставляет приятное послевкусие различных составляющих: экзотического восточного колорита, незанудной нравственности, красивейшей пиренейской природы и изысканных гастрономических этюдов юного гения.

Пряности и страсти

Previous post Next post
Up