Связь / Touch (2012-2013), режиссёр: Нельсон МакКормик и другие

Jul 15, 2014 09:36




В главных ролях: Кифер Сазерленд, Дэвид Мазоуз, Дэнни Гловер, Клеа Хопкинс, Мария Белло, Саксон Шарбино и другие.
Сценарий: Тим Кринг, Дэвид Эйк, Соня Уинтон и другие.

Амбициозный сериал от создателей знаменитых "Героев". Старт трансляции ознаменовался промо-туром исполнителя главной роли Кифера Сазерленда по всему миру. Актёр, ставший известным благодаря многосезонному напряженному детективному триллеру "24", сделал всё, чтобы новый сериал обрел своих поклонников, но... звезды на небе решили иначе. Впервые появившись на телеэкранах в марте 2012, "Touch" продержался лишь до мая 2013. С тех пор прошло уже более года. Подавляющее большинство просмотревших сериал зрителей уже успели успешно о нем забыть и потому...

[Подробно]Я родился 4 160 дней назад,  26 октября 2000 года Я живу 11 лет, 4 месяца, 21 день и 14 часов. И за все это время... я не сказал ни одного слова.






Мальчик Джейк сидит на вершине башни связи. Вокруг него целый мир, но он смотрит лишь в свою тетрадь, куда быстро-быстро записывает цифры. Это не задачки по математике, это что-то другое - либо бессмыслица, либо то, что составляет суть всего, что есть в мире.

Соотношение всегда  остается неизменным. 1 к 1,618 снова, и снова, и снова. Закономерности, математические  по своей сути, скрыты у всех на виду. Нужно только знать, где искать. То, что большинству кажется хаосом, на самом деле подчиняется тонким законам поведения. Галактики, растения,  морские раковины. Закономерности никогда не лгут. Но только единицы в состоянии увидеть, как  все кусочки складываются в единую мозаику.






Математические законы управляют миром - в этом одна из центральных идей сериала. Еще важнее то, что вселенская математика в "Touch" не абстрактна. Числа напрямую взаимодействуют с человеческими судьбами.

На этой крошечной планете  живет 7 080 360 000 человек. Это история о некоторых из них. Существует древний китайский миф о "красной нити судьбы". Он гласит, что боги  обмотали красной нитью всех нас за щиколотки и привязали ее к тем, с жизнями которых нам  суждено соприкоснуться. Эта нить может растягиваться или  запутываться, но она никогда не порвется. Это все предопределено математической вероятностью, и моя работа заключается в том,  чтобы отслеживать эти числа, чтобы связать тех, кому  нужно найти друг друга... тех, с чьими жизнями  нужно соприкоснуться.




Маленький мальчик смотрит на мир, видит связи, о которых другие даже не подозревают. Он - наблюдатель, но он и механик человеческих судеб. Правда, этот пост дается ему вместе с кучей личных проблем. Джейк не может говорить, не переносит прикосновений, никогда не смотрит в глаза. Из-за всего этого мир не видит в его цифрах ничего стоящего, но называет Джейка больным и даёт диагноз - аутизм.

В первом сезоне Джейк учится в специальной школе под присмотром соцработников. Впрочем, основная забота о мальчике всё равно ложится на его отца - Мартина Бома. Уход за аутистом - дело непростое, особенно учитывая, что Мартин - отец-одиночка, вдовец, потерявший жену (мать Джейка) во время небезызвестного теракта 9/11. От всего этого заботы, ложащиеся на его плечи, становятся в разы сложнее и тяжелее.

Сплетение судеб и важность каждого пустяка на том пути, который зовется жизнью. Эта тема в Touch раскрыта чуть менее, чем гениально! Каждая серия первого сезона - это число и несколько людей, которые такие или иначе связаны. Все числа, какие дает своему отцу Джейк, это - опознавательный знак важного момента, важной вещи, важного места от которого зависит всё дальнейшее. В одной и той же серии цифры могут означать что угодно - точное время какого-то события, номер дома, квартиры или комнаты, даже размер угла данный в градусах дуги! Причем, то, что обозначают цифры, само по себе бесполезно и бессмысленно. Смысл возникает лишь тогда, когда каждый элемент действует вместе с остальными в слаженной системе, или же, когда конкретный человек осознает важность элемента и своей волей направляет события в должную сторону.

В такой системе могут быть связаны люди, которые никогда не знали и не узнают друга. Эти люди живут в разных городах и странах и на первый взгляд кажется, что их жизни ну никак не могут воздействовать на друг друга. Но нет! Одно единственное движение человека в США может погубить или спасти японскую семью, а опрокинутые на клавиатуру книги создадут цепочку событий стремящихся из маленькой квартиры в одним из американских downtown, в раскаленный войной и террором Ирак, где в конечном счете спасутся двое военнослужащих. Невероятно и почти сказка, но... Если не точно такое, то схожее в реальной жизни, действительно, бывает. И это уже не фантазия, а мой личный жизненный опыт. Бывали дни, когда цепочка событий складывалась так, чтобы что-то очень нужное становилось возможным, или наоборот - что-то абсолютно досягаемое упорно не хотело даваться в руки и уже другая цепочка событий и вещей переводили жизнь в другую, нужную колею.

Мартин Бом

Отец, который растит сына наперекор всем вся. Сказать, что Мартин любит Джейка - значит, ничего не сказать. Ну право слово, что еще может заставить мужчину 11 лет ухаживать за сыном, который не отвечает ему ни единым словом, никогда не смотрит в глаза и никогда не дает к себе прикоснуться? Родительская любовь как она есть.





С самого начала Мартин страдает от того, что несмотря на всю его заботу и все усилия контакта с сыном нет, но... Чем дальше по сюжету, тем больше Мартин проникается долгом не только отца, но и некоего служителя при маленьком гении. Фантастично и безумно, но такое служение придает сил, хранит надежду и укрепляет веру в тот благой замысел, какой правит миром.

Идеалистичный образ Мартина Бома по сути является посвящением авторов "Touch" и лично Кифера Сазерленда тем родителям детей-аутистов, что живут в реальности. Их каждодневный труд далек от какой бы то ни было фантастики, а смена дней не гарантирует приближения никакого хэппи-энда...



Математика, стоящая на грани невозможного, и причудливый узор судеб тысяч и миллионов людей стремятся вперед сшитые в одно целое центральной сюжетной нитью - Мартин с помощью найденного Джейком, профессора Артура Де Витта медленно, но верно разгадывает таинственную последовательность чисел, которая по уверению Артура отражает суть всего. Последовательность названа по имени одной пациентки профессора - Амелии Роббинс, девочки, обладающей тем же даром, что и у Джейка. Вот только... Амелия сама по себе загадка. Жива ли она или умерла при обстоятельствах, которые требуют своего объяснения?

Все перечисленное, так или иначе относится к плюсам сериала, к его достоинствам ради которых стоит скачать или купить первый сезон, а затем и оценить на своём экране. Но там, где плюсы, там и минусы и наш пример - не исключение. Здесь я полностью согласен с одним официальным критиком, давшим свой краткий обзор вскоре после окончание первого сезона: "Touch может быть как невероятно интригующим, там и невыносимо скучным".

- Часто во время просмотра очередной серии казалось, что за идеей числовой связи нескольких людей, сценаристы напрочь забывают о проработке каждой отдельной линии, каждого важного (пусть и только для одной серии) персонажа. В итоге цифра, данная Джейком, связывает две-три топорные драмы. Возможно, это получилось от быстрого темпа работы сценаристов и всей остальной творческой группы. Идея возникала и её просто не успевали доработать до того, как давали команду на съемку эпизода по этому сценарию =\

- Актёры. К исполнителям главных ролей, то есть к Киферу Сазерленду и Дэвиду Мазоузу претензий не имею. Но с теми, кого приглашали ровно на одну серию, беда... Игра подчас откровенно слабая. Конечно, надо помнить, что проходные роли в телесериалах рассматриваются многими актёрами, как своеобразная тренировка перед ролями в больших фильмах, в которых уже надо будет выкладываться на все 100%, но зрителям-то хочется видеть достойную игру здесь и сейчас! =\ И тем более обидно видеть такие серии, когда до этого или сразу же после сериал демонстрирует отличный, проработанный эпизод. Диссонанс качества...

- Цифры, незримо связывающие собой всё - это безусловно высокая идея. Имея её в фундаменте сюжета можно было сделать Touch умнейшим сериалом, понимание которого - испытание для киномана. К сожалению, FOX решили сделать сюжет для гораздо более широкой аудитории и в результате этого посыл многих серий скатывается до прописных истин "что такое хорошо, а что такое - плохо". В довесок к этому идут классические для американцев темы различных свобод и прав всех-всех-всех. Например, часть сюжета одной серии - это две представительницы ЛГБТ, думающие завести ребенка и подыскивающие для этого донора.

И с плюсами, и с минусами сериал подошел к концу первого сезона с неутешительными рейтингами. В рядах поклонников вообще думали, что Touch будет закрыт, однако, был дан "зеленый свет" на второй сезон

***
Главное впечатление от второго сезона - сценаристы сделали всё, чтобы сюжет кардинально отличался от того, что было в прошлом. Первый сезон ругали за неторопливое повествование? ОК, да будет экшн. Многим не нравилась безэмоциональность Джейка? Второй сезон исправляет и это. На протяжении первого сезона в центральной линии сюжета преобладало мужское начало? Сценарий второго сезона добавляет к общей картине хорошую женскую драму.

На свете существует 36 Избранных. Это праведники, которые чувствуют боль и нужду других людей, прозревают связи между всем, что существует, и пытаются сделать этот мир чуточку лучше. Пока эти праведники живы, Господь не сметет человечество с лица Земли. Ваш сын Джейк - один из 36 Избранных, он - особенный и ему грозит опасность.





Это слова иудейского раввина Авраама. Он появляется в конце первого сезона и расставляет точки над i. Персонаж самый что ни на есть положительный, но главное, что с его появлением сериал приобретает религиозную подоплеку, идущую своими корнями из священной книги Торы, что, конечно, делает всю борьбу против всех зол еще более напряженной и важной.

- Главный экшн второго сезона - это борьба главных положительных персонажей против AsterCorps.




Об этой кампании несколько раз вскользь упоминают в первом сезоне, там же пару-тройку раз на экране мелькает логотип кампании. Первое отчетливое появление корпорации происходит в последней дилогии эпизодов первого сезона. Там закладывается фундамент борьбы, которая успешно переходит во второй и по совместительству последний сезон. AsterCorps охотиться за 36 Избранными и в процессе этой охоты в ход идет всё: тайные слежки, подделка документов, шантаж, пытки и убийства.

AsterCorps убьет любого, кто встанет на её пути (с) Мартин Бом

- Второй экшн сезона - Поиск и освобождение Амелии из рук Кельвина Норберга.




Гениальный математик, любящий сын и преданный брат. С самого начала второго сезона он отказывается от предложения сотрудничества с AsterCorps и даже немного помогает Мартину в поисках. Но... Записать его в положительные персонажи не так-то просто, ведь именно Кельвин держит в заключении у себя дома дочь Люси Роббинс.




Её возможности нужны ему, чтобы узнать ту самую числовую последовательность, ставшую к тому времени краеугольным камнем сюжета. Сама последовательность необходима Норбергу, чтобы спасти брата, лежащего в больнице в полном параличе после несчастного случая.

Если отказываясь от сотрудничества с большими боссами, Кельвин окрашивает свой образ в светлые тона, то в своем стремлении спасти брата он доходит почти до крайней точки. Недостойно и низко, но... Кто знает через что и через кого способен перешагнуть человек, чтобы спасти своих близких?

- Третье и последнее зло второго сезона - серийный убийца Гильермо Артис.




Поначалу он самая что ни на есть таинственная личность. Его орудие убийства - кинжал, его мотив в убийстве каждого Избранного - "вы - воплощенное кощунство". Подлинные мотивы Гильермо проясняют лишь ближе к конце сериала и... Сумасшедший, беспощадный серийный убийца оказывается такой же жертвой судьбы, как и Норберг. Оба когда-то были достойными людьми, но в их жизнь пришла потеря, за потерей пришла боль, которая толкнула и того, и другого на действия выходящие за грань закона и человечности. Разница лишь в том, что Норберг стремится спасти то, что еще живо, а Гильермо убивает, чтобы задавить, задушить и затушить боль от того, что уже не вернуть.

Оба они - не зло во плоти, а несчастные люди с большой болью за душой. Контрасты в их личностях делают обоих более близкими к простым людям т.е. зрителям. Ведь идеально добрых или непроходимо злых людей в жизни не так уж и много. Порой и настоящие серийные маньяки - не дьяволы во плоти, а жертвы каких-то ужасов из своего прошлого, а люди, решившие посвятить свою жизнь служению Богу (как бы Его не называли по разному мировые религии), не всегда образец чистоты души человеческой. Чаще всего люди колеблются между добром и злом, разрываясь между тем, что правильно, и тем, что хочется.

Хватит об экшне, ведь второй сезон дает еще и очень много личной драмы.

- Мария Белло и её персонаж Люси Роббинс. Мать Избранной и пропавшей в неизвестном направлении Амелии Роббинс. Её приход делает сериал более сбалансированным, автоматически добавляя к драме отца и сына, переживания матери и дочери. Три года назад Амелия исчезла и с тех пор Люси не находит себе места, стремясь во что бы то ни стало найти дочь. За это время, не выдержав борьбы с неизвестностью, женщину покинул муж (отец Амелии), с той поры одинокая мать с невероятным упорством перемещается из штата в штат в поисках своего ребенка. На глазах зрителей путь Люси пересекается с дорогой Мартина, после чего двое родителей объединяют свои усилия в поисках Амелии и борьбе с AsterCorps.

- Мы знакомы только один день и уже живем вместе? Это рекорд!



Хорошая фраза :D и хороший ход! Персонажи почти не знают друг друга, но сценарий + постановка даёт почти полную иллюзию полноценной семьи папа-мама-сын. И самое главное, что Джейк не возражает против этого, позволяя новой "маме" то, что он даже отцу не позволял. Вскоре появляется и определенный намек на мелодраму, на возможные отношения вдовца и разведенной матери-одиночки. Конечно, не всё так быстро и не всё так гладко, но те зрители, кто хотел изменить что-то в одиночестве Мартина, будут вознаграждены.




- Одиночество. Пожалуй, это слово - одно из главных во втором сезоне.

Сегодня cреднестатистический человек скажет 2520 слов 7,4 других людей. Но измените язык, от одной границы до другой, и мы беспомощны. Неспособны объяснить простейшие вещи: "Я хочу." "Я есть." "Я люблю."

Избранные - Джейк, Амелия и многие другие - наделены невероятными возможностями и именно поэтому они безумно одиноки. В какой-то мере они - узники своего долга. Кому-то удается от этого отрешиться и делать то, что положено свыше, а кто-то, улучив свободную минутку, смотрит вокруг и завидует белой завистью простым людям - мужчинам, женщинам, детям.

Именно поэтому сценаристы делают шаг навстречу тем зрителям, которым не нравилась безэмоциональность и нелюдимость Джейка. Во втором сезоне мальчик - само действие и сама общительность, конечно, только лишь в той мере в какой это возможно с его образом. Он свободно гуляет по городу с "мамой"-Люси, знакомится с девочкой, катается на аттракционах и ходит в обычную школу, где получает удовольствие от общества и (!!) прикосновений других детей.




Задорные лучики света входят в жизнь мальчика, но... так или иначе радость сменяется страхом смерти, когда две ипостаси зла Гильермо и AsterCorps подходят совсем близко.

Так или иначе, именно во втором сезоне и благодаря светлым, радостным моментам, и за счет зла, стоящего буквально на расстоянии вытянутой руки, зритель видит, как из-под отстраненного от всего и вся, бесстрастного и безмолвного 11-летнего экстрасенса выглядывает обыкновенный ребенок, который хочет жить, радоваться и наслаждаться присутствием рядом близкого, понимающего человека.





- Мне так жаль! Но мне придется уйти.
- Пожалуйста, останься! Вернись...

Эта сцена, пожалуй, одна из самых эмоциональных и я просто не могу её не упомянуть. Вообще, второй сезон очень силен именно количеством вот таких напряженных моментов, когда воздух дрожит от напряжения, когда накал эмоций одного-двух-трех персонажей силен, как никогда. И тут я хотел бы вспомнить, что как раз по этой причине большинство людей и смотрит фильмы с сериалами - накал страстей и буря чувств - одна из главных ценностей заэкранного мира.

Но довольно, пожалуй, хвалить, надо уже и немного поругать. Ведь при всех положительных переменах второй сезон имеет и мощные огрехи.

- Самый главный недочет - сюжет мог бы быть намного мощнее! Ну посудите сами - 36 Избранных Богом людей, за ними охотится Большой Брат, слуги которого готовы положить сколько угодно жизней (в том числе детских) за деньги и за власть. Конечно, этот мотив, пришедший из теорий заговоров, уже стал классическим и многим уже откровенно надоел. Но даже надоевшая многим тема может обрести новое дыхание в хорошо продуманном сюжете. К сожалению, сценаристы и кабинетные люди FOX решили иначе и в результате второй сезон "Touch" даёт зрителям насыщенное, но очень упрощенное по своей сути действие =\ Борьба с AsterCorps проходит под девизом: "один дилентант с помощью простой отвертки сломал глобальный заговор и спас мир". Я, конечно, преувеличиваю, но не намного :)

Пока Мартин Бом и сценарий всячески подчеркивают беспощадность AsterCorps и её власть над самыми разными чинами, корпорация глупит где только можно.

И на все эти просчеты есть только одна реалистичная причина - сериал, как и в первом сезоне, рассчитан на широкую аудиторию, в главных персонаж в принципе достаточно беспомощные люди. Мартин и Люси с двумя детьми на борту были бы просто неспособны выдержать профессионального натиска наемников корпорации. По этой причине сценаристы просто не могли и не имели права добавлять в сериал по-настоящему могущественное зло и тем самым изменять сюжет в сторону глобальности с несколько более жёстким рейтингом.

- Если первый сезон можно было назвать тихим и спокойным, то второй сезон достаточно сумбурен. Конечно, "беда не приходит одна", но порой сюжетные линии просто налезают одна на другую. Например, тот же Гильермо мог бы начать свою деятельность уже в первом сезоне. И там же мог бы быть убит т.к. его действия - убийства Избранных - невыгодны AsterCorps. Смерть Гильермо могла бы стать поражением зла первого сезона, а во втором сезоне темную сторону силы разделили бы между собой амбициозная корпорация и Норберг, персонаж которого всё равно имеет достаточную связь с компанией.

Напоследок несколько слов о концовке. Основные сюжетные линии завершены в достаточной мере. Конечно, не обошлось без потерь,но выиграть битву со злом "в сухую" - это было бы слишком. Незавершенность, какую любят оставлять авторы на случай возможного продолжения или хотя бы для для того, чтобы дать пищу фанатским фантазиям, тоже есть и в плане линии с 36 Избранными, и в плане дальнейших личных событий с главными персонажами.

Я живу уже 11 лет, 9 месяцев и 12 дней. И за все это время я сказал всего лишь пару слов. Но теперь я учусь общаться. И мне еще многое предстоит сказать.




Сериал завершают слова Джейка одновременно похожие и не похожие на те, что дали старт всему сюжету. Если бы идеи Тима Кринга имели бы бОльший успех, лучшие рейтинги и хоть сколь-нибудь активный фандом, то после такой концовки поклонники непременно бы засели за фанфики, сюжет которых рассказывал бы то, что произошло уже после финальных титров. Но... Такой славы сериал, к сожалению, не достиг, потому... прощай, Touch! Или, может быть, до свидания, до пересмотра всех серий когда-нибудь. :) Вообщем, до Связи, до Контакта :)

Связь, 2013, сериал, 2012

Previous post Next post
Up