Выживут только любовники/Only Lovers Left Alive, 2013, Джим Джармуш, Тильда Суинтон, Том Хиддлстон

Jul 03, 2014 23:44



…каждая из нас, после Евы
платит за радость материнства кровью…
Дина Блон. Стигмата

Корней Иванович Чуковский в своём бессмертном произведении сделал положительными героями муху и комара (паразита и кровососа), наделив их такими человеческими качествами, как честность, порядочность, благородство, храбрость и самоотверженность. Более того, в поэме страсти (а как ещё назвать «Муху-цокотуху»?) он позволил насекомым (между прочим, задолго до Виктора Пелевина) пережить такое чувство, как любовь, пройти испытания ради неё и, в конце концов, подарил простое семейное счастье этой паре, закономерно отхеппиэндив историю свадьбой. С тех пор прошло 90 лет (впервые сказка была опубликована в 1924 году), а творцы и сейчас не прочь увидеть в различных кровососущих тварях личностей, способных к высоким чувствам. Потому совсем не удивительно, что стараниями кинематографистов, вампиры из исчадий зла превратились в прекрасных созданий.

Современная вамп-истерия длится уже больше двадцати лет, с тех самых пор, как почтенный Френсис Форд Коппола открыл глаза миру, сняв своего «Дракулу». Но воистину пелена спала с глаз зрителя после «Сумерек». Теперь-то он знает, что вампиры - это не гниющие мертвяки, боящиеся света, спящие в гробах, превращающиеся в летучих мышей и сосущие кровь из людей. Совсем нет - это великолепные создания, соль земли и сахар мира, вершина цивилизации. Они не пьют человеческую кровь, только животных, ну, или, в крайнем случае, донорскую, то есть отданную людьми добровольно. А чтобы так - прямиком из живого человека, это средневековье какое-то, фу, мерзость, на пороге же XXI век, вы ещё лучиной пользоваться начните. Солнца вампиры не бояться, а просто не любят, чтобы не смущать простых людей, ведь солнечный свет делает кожу высших существ сверкающей, словно она покрыта сложносочинённой трёхслойной краской с перламутровыми вкраплениями, которой красят автомобили класса «премиум». И внешность упырей ушла далеко от классических представлений о ней: все вампиры - сплошь гэриолдманы, робертыпаттинсоны, да джонатанырисмайерсы - молодые боги и несокрушимые супермены, ни дать ни взять.



Не остался в стороне от актуального тренда и Джим Джармуш, он, вообще, любит снимать «на злобу дня», но делает это так ненавязчиво, что попрекнуть его в спекуляции можно только будучи очень не в себе, или не видев ни одну из его картин. В отличие от Павла Лунгина, который спекулянт-профессионал или Ларса фон Триера (спекулянта-эпатажника), Джим Джармуш берётся за модные тренды только лишь для того, чтобы вывернуть их наизнанку в поисках истины. Швами наружу любая вещь становится честнее, и сразу видно, есть ли в ней тыльная сторона, внутреннее содержание или же это пустышка. Вот и в случае с вампирами, Джармуш, в отличие от многих своих коллег, имеющий весьма своеобразное и достаточно едкое чувство юмора, сделал очередной «ход конём», как и всегда (сдаётся, что в его кинематографических шахматах есть только эта фигура, настолько хитро выполнены все его партии). И если джармуш-вампиры тоже красивы, стильны, утончённы и высоко эстетичны (а разве может быть иначе, когда их воплощают на экране Тильда Суинтон, Том Хиддлстон, Миа Васиковска и Джон Хёрт?), но они же и циничны, и лицемерны, а ещё безвольны и слабохарактерны. Ну да, что с них взять - это же нечисть, как не крути.

Всё снятое Джармушем несёт на себе печать Джармуша, и всегда существенно отличается от принятых в кино канонов. Вестерн по Джармушу - это ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ ВЕСТЕРН (нехорошо, конечно, так вот, прямо в середине текста, без предупреждения капслокать, но про «Мертвеца» хочется только большими буквами говорить - настолько он хорош). Гангстерский боевик от Джармуша получается не менее странным («Пёс-призрак: путь самурая»), как и самурайская притча (он же). Ни сентиментальная квест-мелодрама («Сломанные цветы»), ни визионерское spy-роад-муви, ни альманах бистро-нуар («Кофе и сигареты»), ни все остальные картины режиссёра (как снятые, так и, глубоко в этом верю, ещё не снятые на данный момент), для каждой из которых можно придумать новый оригинальных жанр, не похожи на что-то ещё, кроме самого Джармуша. И эта их особенность характеризует режиссёра, как большого художника. Как можно узнать работы Гринуэя или Китано, Хичкока или Линча, начав смотреть где-то с середины, так можно распознать и Джармуша с любого места.



Джармуш-вампиры красивы, но не глянцевой красотой «Сумерек», не гламурной «Дракулы» Копполы, не брутальной «30 дней до рассвета». Здесь красота иная - она полна интеллекта, высокого искусства, это эстетика высшей пробы. Этих упырей назвать кровососами язык не поворачивается - гематофаги, не иначе. Учёные, мыслители, музыканты, художники, поэты, барды - все великие сыны человечества обязаны своими открытиями именно им. Струнный квинтет Шуберту подарил вампир Адам (Хиддлстон), а Шекспиру «Ромео и Джульетту» - вампир Марло (Хёрт), а вампиресса Ева (Суинтон), похоже, единственная, кого это заботит настолько, что она «хочет поговорить об этом». Самим авторам на это плевать, они - над бренностью мира.

На протяжении всего фильма мы убеждаемся в высоких моральных качествах Евы и Адама - четы-вампиров, любящих друг друга, пронёсших свою любовь через века всё такой же яркой и пламенной, какой она возникла в их сердцах впервые. Не счесть тех великих бедствий, людей и событий, которые они пережили за это время. Похоже, что они знают человечество с самого его рождения. Как знать, может, это те самые Адам и Ева, породившие род людской, а позже расставшиеся со своей природой, но лишь для того, чтобы навсегда остаться с ним рядом, ворчащими, но любящими родителями… Будь это не Джим Джармуш - на такой прекрасной ноте можно было бы фильм и закончить, но этот режиссёр не обойдётся без «червоточечки», а потому в последнем эпизоде фильма мы видим преображение гематофагов в упырей. Осудившие и прогнавшие сестру Евы Аву (Васиковска) за то, что она «выпила досуха» приятеля Адама - обычного зомби (так вампиры зовут простых людей), они сами готовы поступить так же, когда терпеть голод становится невмоготу. Никуда их суть не делась, и была спрятана лишь до поры, покуда нужда не вынудила их опять сосать кровь «по старинке» - не рюмочками за здравие, а клыками в яремную вену, за упокой.



И только излишняя сентиментальность Евы позволит молодым влюблённым, которых высокоморальные вампиры случайно приметили на улице и решили использовать в качестве добычи, спастись от смерти, и не быть выпитыми до конца. Но можно ли спасением назвать обращение из млекопитающих в кровососущих? Можно ли назвать жизнью вечный голод по крови?

Это все, что мы сделали здесь друг для друга,
Все пытаясь уйти навсегда из проклятого круга.
Александр Васильев. Время, назад!

Джим Джармуш, вампиры, Выживут только любовники, Том Хиддлстон, европейское кино, 2013, Тильда Суинтон

Previous post Next post
Up