Сочинение на заданную тему
Тема - лесбийско-гейская тусовка вообще; чаще уже: о чем-либо, имеющем отношение к лесбийскому.
Ресурс
slovonovo.ru, раздел «Лесби сленг»
Когда один из знакомых кратко охарактеризовал этот фильм, как «про лесбиянок», я принял это его мнение за шовинистические отношения к данной теме. Теперь же, после того, как я сам посмотрел сие кинопроизведение, мне пришлось с ним полностью согласиться. Что бы там не говорили защитники данного опуса (а такие, как оказалось, есть, хотя, сложно себе такое представить), это не кино о любви или «всепоглощающем чувстве одной женщины к другой», и уж тем более это не история о погибельной страсти - это всего-навсего глянцевая открытка из модного журнала на актуальную тему. Наиболее точно выразить суть картины можно одним словом: спекуляция.
Любовь, какого бы пола она не была - это в первую очередь правда, зачастую очень жестокая, это боль и рана, а, если вдруг речь идёт о счастливом и взаимном чувстве, то это искреннее тепло, идущее от самого сердца. В случае с «Сафо» мы имеем несколько иное: весь «жар» тут, говоря метафорами, идёт от «зажигалки», а боль - от балды. Такой любовь, наверное, может представить в своём дневнике растущая девочка созревающего периода, когда хочется любить, когда ей всё это «интересно и смешно», когда хихишки и хохотушки, а ещё «сама себе кажусь очень взрослой», и очень «по-взрослому» страдаю. Вот только актрисы, задействованные в картине, давно уже из такого возраста вышли, но страдания у них в кадре именно такие. «Как у больших», но понарошку. Так и ждёшь, что сейчас они доиграют в «Сафо любит Хелену», а потом пойдут лепить куличики - более знакомая им игра.
Есть у фильма одно достоинство - это прекрасная пейзажная съёмка, которая сделала бы честь любой познавательной передаче из разряда «Клуба кинопутешественников», и единственный, кто здесь сыграл отлично - это природа. Море, скалы, песок и чайки - каждый кадр можно распечатывать и отправлять друзьям по почте в виде курортной открытки. Но насколько открыточна ни была бы природа в фильме, по глянцевости ей не удалось перещеголять людей. Пластмассовость «актёров» оказалось невозможно скрыть никакими ухищрениями. И широкий ассортимент не спас ситуацию. Блондинка, шатенка, рыжая, худосочная, в теле, жена, муж, русский учёный, отец, дочь, провожатый, болтливый грек, угрюмый святой отец - обозначенные роли не имеют ни малейшего значения, потому что все персонажи, как один - куклы, одинаково неживые и бесчувственные. Даже обычно великолепный Богдан Ступка, образы которого всегда отличались глубиной, здесь оказался на правах свадебного генерала - надувал щёки, топорщил усами, таращил глазами и бренчал медальками.
Сюжет простой: молодожёны из Америки, Сафо и Фил Лоувелл, приехали на остров Лесбос. Действие происходит в 1926 году. На острове живёт русская эмигрантка Хелен, сбежавшая вместе с отцом из революционной России. Между Хелен и Сафо (параллельно этому - между Хелен и Филом) вспыхивает страстный роман, который в конце концов приводит к смерти Сафо. А Хелен с Филом, счастливые, уплывают в Америку. Такая, в общем, мелодрама.
В своё время (снята картина в 2008 году) фильм «Сафо» активно продвигался, как первый в истории украинского кинематографа эротический триллер, да ещё и на лесбийскую тему! Не случайно главные герои фильма - иностранцы, проект делался с расчётом на забугорную (европейскую и американскую) публику. Но для того чтобы привлечь западного прокатчика мало снять украинский вариант «Голубой лагуны», раскрасив в розовые оттенки. Звёзд мирового уровня в нём нет, а привлекательную картинку можно и в рекламе увидеть - незачем для этого тащиться смотреть полуторачасовое унылое действо. В общем, прокат был провальным, и в России, и за её пределами, даже в самой незалежной. Возможно, что «Сафо» был одним из пунктов европеизации Украины. Во всяком случае, такую проблему, как «лесбиянки тоже плачут», он поднял. Видимо, для этого и был снят, потому что иных причин для появления на свет данного шедевра, предположить трудно. Если конечно, не ставилось задачей создать самый скучный фильм, и тем поразить весь цивилизованный мир.
Ощущение ангажированности и обусловленности востребованной темой не оставляет на протяжении всего просмотра. «Сафо» стоит на пересечении двух дорог, которые в то время активно торили постсоветские кинематографисты - это ретро-тропинка и лесбийская магистраль. Потому и напрашивается сравнение с вышедшими приблизительно в тот же временной период «Натурщицей» Татьяны Воронецкой, «Вдохом-выдохом» Ивана Дыховичного, «Жестокостью» Марины Любаковой. Эти картины тоже имеют свои минусы, но они всё же были сняты не исключительно ради того, чтобы высказаться «по теме»: ретро в «Натурщице» - лишь фон, а лесбийский мотив в «Жестокости» и «Вдохе-Выдохе» - сюжетообразующий, без которого эти картины стали бы другими. В «Сафо» же можно было всех женщин поменять на мужчин, а мужчин на женщин, или же вообще сделать всех персонажей бесполыми существами - тогда, кстати, было бы больше веры в происходящее на экране. Потому как «Сафо» - это картинки из жизни манекенов, существ красивых, но лишённых всякой человечности. Потому трагедии любовного треугольника и горечи безответной любви передать им трудно, как бы они не старались.
ПС: самой сильной сценой фильма оказывается заключительный эпизод, который не вписывается в общее представление: матрос в трюме открывает ящик с лежащим в нём трупом и, походя, обыденным движением опрокидывает внутрь ведро льда, дабы к концу путешествия довезти тело не испортившимся.