МИР ЖЕСТОК, А ШЛЮХИ МРУТ
Так часто случается на кинофестивалях, что фильмы рифмуются. Особенно часто, фильмы просмотренные подряд. Сегодня у меня, совершенно случайно, срифмовались "Страна мечты" и "Комбинат Надежда". Замечу, что уже даже сами названия рифмуются. Добавим к этому, что оба фильма сняты девушками-режиссерами - Петрой Фольпе и Натальей Мещаниновой. Для обеих это дебюты в полном метре, у обеих за плечами телевидение.
"Страна мечты" показывает нам изнанку Швейцарии. Порядок и покой оборачивается лицемерием и равнодушием. Несмотря на грядущее Рождество, все герои фильма поголовно несчастливы и также поголовно одиноки. Единственный живой, в нашем понимании, человек на всю Швейцарию - 18-летняя болгарка Мия, приехавшая на(понятно какие) заработки и мечтающая уехать обратно домой. Нечто подобное уже звучало в конкурсе ММКФ два года назад. Финская
"Голая бухта" была про тоже самое - Рождество, одиночество, лузеры. Заканчивалось всё внезапным хэппи-эндом и закономерным фиаско режиссера. Петра Фольпе, вероятно, учла ошибку финнов и хэппи-энд у неё весьма условный, причём не для всех - в конце концов, кто-то должен оплатить покой и сон чопорного швейцарского общества собственной жертвой.
"Комбинат Надежда" открывает нам город-мечту Норильск, где всегда можно выбрать, каким ветром дышать - хлорным или серным! Молодёжная драма рассказывает аутентичным языком про жизнь небольшой группы подростков - тут и любовь, и дружба, и предательство, и поиски себя... Словом, страсти не чета швейцарским. Но, при всём при том, градус несчастья в маленьком Норильске ровно такой же, как и в маленьком Цюрихе. (Тут читатель может небезосновательно заподозрить, что проблема кроется в размерах города!). А где несчастье, там и жестокость. Опять таки, по законам жанра, количество жестокости переходит в качество - кто-то должен умереть! И опять-таки, это - вот она рифма, - девушка, торгующая телом и мечтающая уехать на "большую землю".
Единственный вывод, который можно сделать, посмотрев оба фильма:
"Будьте добрее и не дай вам Бог оказаться проституткой в маленьком городке". Мораль, прямо скажем, слабоватая. Особенно учитывая, что фильмы-то игровые, а не документальные, и имеет ли отношение фантазия авторов к реальному миру - вопрос весьма спорный. Будь это чистый док - получилась бы огого какая звонкая пощёчина современному обществу. Но в рамках художественного кино всё это звучит крайне неубедительно - уж больно плоские характеры, уж больно очевидна расстановка сил и симпатия авторов.
Но буду честным, кино случилось. У Фольпе получилась весьма неплохая картинка и недурственная игра актеров, что вытягивает общее впечатление до удовлетворительного, хотя и не фестивального уровня. У Мещаниновой более выигрышный и более близкий, понятный нам сюжет, сочинённый, кстати, не ей самой, а восходящей звездой драматургии Любовью Мульменко. Звучные диалоги, что вообще редкость для нынешнего кино. Эмоциональная игра молодежи покрывает недостаток профессионализма. В целом, "Комбинат Надежда" смотрится и посильнее, и поправдивее швейцарской версии. Одна проблема - уже через неделю, с первого июля фильм Мещаниновой либо перестанет существовать, либо будет рассказывать о какой-то совершенно параллельной, незнакомой нам стране - стране, где балерины не какают, а начинающие металлурги говорят с экрана высоким литературным слогом либо многозначительно молчат.
Будет ли новый мир менее жесток? Дадут ли в нем шанс блудницам?