"R 100", "Мой мужчина"

Jun 24, 2014 18:01

Несмотря на то, что кино   -   искусство, с одной стороны, планетарное и не признает границ, а с другой  -   очень индивидуальное, личностное,  постоянно ловлю себя на том, что мне, профессиональному этнологу, всё равно хочется сгруппировать фильмы по странам:)).  В условиях, когда режиссер  -   еврей русского происхождения, живущий в Америке, снимающий в Европе по сценарию североафриканского араба на деньги, собранные гонконгскими продюсерами, сделать это крайне трудно,  но вот с японским кинематографом практически никогда таких проблем не возникает:  какие бы глобальные проблемы в нем не поднимались, это всегда очень национально-аттрибутированное кино.   В современном японском кино, если вы обращали внимание,  две основные темы    -    насилие (в обществе, в сексе, отношениях между мужчиной женщиной, родителями и детьми, начальником и подчиненным, насилие человека над собственной природой, наконец)  и природные катаклизмы.   Возьмите любой японский фильм   -   в конечном итоге все сведется к этому.



Режиссер фильма "R100" Хитоси Мацумото на Родине пользуется репутацией комедиографа, а сам фильм   -  классическая картина-обманка:  начинается как жёсткий триллер, а заканчивается аццким постмодернистским стёбом в духе Кена Расселла.  В унылом среднестатистическом японце,  типичном представителе офисного планктона, дремлют тщательно обуздываемые мазохистские инстинкты, выплескивать которые он отправляется в элитарный суперзакрытый садомазохистский клуб.  Фильм о том, что  прежде чем подписывать контракты, всегда стоит внимательно их читать до конца.  По условиям договора с необычным садомазоборделем,  расторгнуть его невозможно, а садомазохистские упражнения над клиентами не ограничиваются рамками клуба, а вполне себе переносятся в реальную жизнь, превращая жизнь несчастного японца в ад.  Вы даже представить себе не можете, сколько проблем вам, вашей семье и окружающим может принести доминантная фемина в латексе с хлыстом в руках, и дай Бог вам никогда не узнать об этом.  В японском сексе главное  -  жестокость, и в этом плане ничего по японским меркам из ряда вон выходящего вы не увидите, но Мизулиной, прозреваю, не понравится.

Ближе к середине фильма вы начинаете понимать, что режиссер-мужененавистник  (а как иначе, если мужик - главный герой, собирательный портрет среднестатистического, задавленного бытом японца, которому на работе трахает мозг  баба-начальница, а по ночам унижают и оплёвывают садистки  с чемоданами пыточных инструментов    -  откровенный лох и тряпка,  латексные бабы-флагеллянтки   -  реальные хозяева жизни, а хозяин Вселенной   -    блондинистая трехметровая бабища, владелица садомазоклуба, обладающая космическими войсками, укомплектованными боевыми человекоподобными вагинами??)  жёстко постебался над вами, а леденящий душу триллер оказался постмодернистским троллингом.  Абсурд и балаган нарастает,  плюющие на мужика чудища в латексе и фонтанирующий слюной сын героя   -   чистый Бунюэль, а  финал под "Оду "К радости"      -   голимая расселловщина.  Смотреть фильм можно  всем, обладающим  чувством юмора и способным к распознаванию киноцитат.

Кому непонятно, почему всем героям фильма постоянно мерещится землетрясение, перечитайте выше про насилие и катаклизмы.

Конкурсная картина "Мой мужчина" Кадзуёси Кумакири в это обобщение тоже вполне укладывается   -     японский вариант "Лолиты" обязательно должен начинаться с землетрясения и цунами, смывших в океан пол-острова.  С первых кадров понятно, что спасенная и удочеренная героем (лаконичный и мрачно обаятельный Таданобу Асано)  девочка рано или поздно из приёмной дочери превратится в любовницу, и уж не остается никаких сомнений, что эта такая неизбежная и и такая мучительно противоестественная связь будит скреплена кровью,   -   кровью всех, кто рискнет встать на пути у этого союза двух одиночеств.



Самостоятельный герой картины    -    суровая природа островов Северной Японии и городские ландшафты, напоминающие наши приарктические поселки городского типа.  Маленький остров посреди огромного холодного океана, покрытого льдинами, сам как льдина, только побольше, и никуда ты с этой льдины не денешься,    -    жители островов всегда подвержены своеобразной клаустрофобии, которая, будучи помноженной на страх перед разгулом океанской стихии,   -  лучший питательный бульон для психических деформаций.  Для того, чтобы убить человека, совсем необязательно бить его ножом,   -  достаточно не позвать на помощь, когда льдина с оставшимся на ней человеком уплывет в море.

Перерастание отцовско-дочерних отношений в любовные    -  не самый оригинальный для мирового кинематографа сюжет, но Кумакири не был бы японцем, если бы не свел их к реальному инцесту, ибо приемный отец таки оказывается одновременно и биологическим.  Чтобы это показать, для японского кинохудожника-символиста достаточно во время сексуальной сцены залить комнату с любовниками потоками кровищи,  -     кстати, в результате получилась одна из красивейших сексуальных сцен, виденных мной в кино.

"Мой мужчина"  -  долгий по хронометражу фильм, но невозможно оторвать взгляд от темных толщ воды, сверкающего белого льда и алой крови, а сцены убийств завораживают именно своей неизбежностью,   -    их ждёшь, и они неумолимо случаются.  Вот такая суровая "Лолита" на японских островах.

r100, японское кино, Мой Мужчина, ММКФ, Хитоси Мацумото, 2014

Previous post Next post
Up