"Зеленый принц"/The Green Prince (2014), Надав Ширман

Jun 24, 2014 15:02




Неожиданно захватывающая документалка о Масабе Хаcсане Юсефе, сыне одного из лидеров террористической организации ХАМАС, ставшего шпионом израильтян и 10 лет работавшего под прикрытием.
Прозвище «Зеленый принц» он получил из-за высокого положения семьи среди палестинских религиозных фундаменталистов. Его отец шейх Хаcсан Юсеф пользовался большим влиянием и помощь Масаба, его правой руки, была неоценима. Рассказ от первого лица о том, как секретная служба Шин-бет завербовала его и сделала главным козырем в палестино-израильском конфликте. С его помощью было предотвращено множество терактов и раскрыты основные действующие лица подполья - «семейного бизнеса», как называет ХАМАС сам Масаб.

Фильм построен как эффектный триллер с конспиративными съемками, горячими кадрами из новостей, монологами самого Принца и его куратора из Шин-бета Гонена.
Однако для меня шпионские признания оказались не самым интересным в этом многослойном представлении...

[Razzle dazzle 'em/
And they'll beg you for more...
]

Сначала все шло по накатанной схеме: ужасы террора, запутанные ситуации, субъективность сторон. Когда Масаб впервые попал в израильскую тюрьму, завербовать его казалось невозможным, он был полон ненависти к людям, раз за разом забиравшим у него отца. Однако он сделал вид, что согласился, чтобы улучшить свое положение, надеясь таким образом обмануть спецслужбы. Дабы не вызывать подозрений его не отпустили сразу, а перевели в другую тюрьму, где он впервые в жизни увидел членов ХАМАСа и методы их работы: подозреваемых в шпионаже в пользу Израиля жестоко пытали, иногда до смерти. Сын шейха представить себе не мог, что стоит за пламенными речами его отца, как живут люди, которых его семья призывала идти на бойню.

Но чем больше подробностей он раскрывал, тем сильнее это походило на мелодраму в духе американских мыльных опер. На экране настоящий Масаб, но поверить в это очень сложно. Ему сделали пластическую операцию челюсти, сочно загримировали, коррекция бровей, белые зубы - этот бодрый ухоженный мужчина стал частью другого мира. И с каждой минутой становилось все очевидней: перед нами актер, идущий к своей цели, и готовый на все, чтобы роль удалась.




Сейчас, вспоминая фильм, я не могу выкинуть из головы его лицо, эту "маску правды" - вытаращенные глаза и легкие кивки головой. Так дети обещают всегда-всегда быть послушными, если им купят собаку... в конце он даже всплакнул, обижаясь, что не все были готовы поверить ему сразу.

В шпионскую хронику осторожно подбрасывают подходящие образу детали, вырисовывая портрет жертвы и спасителя. Например, вот как звучит побочная история об изнасиловании в детстве (она здесь явно лишняя, но добавляет острый штрих и повод для эмоциональной речи о том, что главным его врагом был стыд):

"Оливковое дерево - важный символ народа Палестины. Как-то мы ухаживали за нашими деревьями в саду, смеялись и радовались хорошим вещам, а потом я пошел домой, а за мной последовал один человек. Он был больше и сильнее меня и я не сумел защититься, когда он напал. Я не мог рассказать родителям, ведь это такой позор..."
И снова круглые, пронзительно честные глаза крупным планом. Зеленый принц знает, что нужно сентиментальной публике и готов это дать. Не знаю, кто организовал это шоу: спецслубжы или он сам, но без профессиональной консультации тут точно не обошлось.

image Click to view



Не буду раскрывать всех подробностей и главной интриги - чем все закончилось и ради чего затевалось. Сценическая постановка добавляет двусмысленности и в этом есть своя прелесть, если досмотреть до конца. Мне этот фильм напомнил замечательный мюзикл «Чикаго» о роли театра в жизни реальных людей.
Блестящий спектакль.






ММКФ, Зеленый принц, Надав Ширман, 2014

Previous post Next post
Up