Ладога (2013), режиссёр: Александр Велединский

May 17, 2014 08:55




В главных ролях: Ксения Раппопорт, Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Дмитрий Назаров и другие.
Сценарий: Олег Маловичко

Мини-сериал от режиссёра "Географ глобус пропил". Сюжет, который нужно увидеть в честь праздника Победы и в память о тех днях, когда более чем двухмиллионое население северной столицы на протяжении 872 дней пребывало на грани жизни и смерти, выгадывая даже самый маленький кусочек хлеба.

Это старая легенда. Её рассказал ему его отец, его отцу - его дед. Тролль из Вальберга водил жителей города семь месяцев, семь дней и семь ночей. Потом он привел их к своей пещере, снял с себя капюшон, посмотрел на всех мертвыми желтыми глазами, а потом всех сожрал. (с)

[Подробно]





1942 год. Суровая русская зима. Блокадный Ленинград. Здесь с неба падают обмороженные птицы, а обезумевшие от голода люди съедают пернатых, чтобы выжить. Здесь же готовится к эвакуации одинокая мать Ольга вместе со своим больным, маленьким сыном. Совсем скоро череда грузовиков, кузова которых будут набиты ленинградцами, должна стать хрупкой ниточкой, ведущей через мороз и налеты немецкой авиации к жизни.





Так должно быть, но жизнь жестока и роковая случайность, поместившая мать и сына в разные грузовики, вместе с очередным авианалетом забирают жизнь мальчика и всех тех, кто сидел вместе с ним в кузове ушедшей в ледяную полынью машины.






Сама Ольга остается в живых и находит приют в точке, откуда берет начало дорога жизни к умирающему от голода Ленинграду. Не в силах уйти далеко от того места, где погиб её сын, Ольга становится одним из шоферов, в руках которых судьбы тех, кто всё еще остается в кольце блокады.

В это же время немцы внедряют в ряды водителей своего агента - Тролля из Вальберга, который в ближайшее время должен обеспечить переброску в Ленинград  отравленной еды и тем самым заставить голодающих запаниковать и взбунтоваться против большевиков. Для пресечения диверсии Тролля НКВД посылает на дорогу жизни своего человека, капитана Сергиенко. С этого момента борьба не на жизнь, а на на смерть начинается.
В первую очередь хочу сказать, что мне очень нравится тенденция съемок фильмов и мини-сериалов на тему ВОВ не о пехоте, не о танкистах и не о летчиках, а о тех, кто сделал свой вклад в Победу менее заметным, но не менее значимым способом.

Снайперы, диверсанты, обозники и вот теперь водители, каждый рейс которых спасает жизни сотен и тысяч голодающих в морозном, заблокированном городе. Конечно, какие-то из упомянутых сюжетов получились лучше, какие-то - хуже, но при любом раскладе экран вспомнил тех, кого забывать нельзя.

Никто не забыт, ничто не забыто.

От начала и до конца мини-сериал можно сравнить с витой парой, потому что история Ольги практически сразу после своего старта многократно пересекается с расследованием капитана НКВД и этим создает единую историю.

Плюсы:

- В первую очередь жму руку тем, кто создавал заставку. Шрифт с наложенной текстурой льда и кадры документальной хроники сразу же погружают зрителя в то время, когда знаменитый русский мороз был одновременно и союзником в войне с фашистскими захватчиками, и страшным врагом, не ведающим пощады вообще ни к кому.







Идейный коммунист, беспартийный, раскулаченный, честный или негодяй, русский, еврей или немец, мужчина, женщина, старик или маленький ребенок - холоду всё равно до всех этих различий, да и голоду до того же нет дела.

Маленький кусочек хлеба, который до войны был бы всего-то на один незаметный, ничего не значащий кус, становится богатством. Богатством, способном продлить жизнь человека еще хотя бы на чуть-чуть, на один денек, а там... А там еще один такой же, а, может быть, и меньший кусочек хлеба... Это, если, конечно, повезет и человек всё же доживет до следующего пайка, а не умрет от болезни, очередной бомбежки или даже от рук другого, обезумевшего от голода блокадника.

- История Ольги в исполнении Ксении Раппопорт. Перед такими женщинами я снимаю шляпу... Нет, не потому что она села за руль полуторки и поехала сквозь пургу, рискуя провалиться в полынью или быть убитой очередным пилотом люфтваффе. Конечно, работа на дороге жизни для женщины - это подвиг. Но главное то, что перед этим Ольга потеряла сына. У меня есть родственница, которая пару десятков лет назад потеряла единственного сына. Не буду уточнять, что случилось, важно то, что она сказала через некоторое время после перевернувших её жизнь событий: "можно пережить смерть брата, сестры, матери и отца, но, когда умирает твой ребенок - это совсем другое..."

После такого в мирной жизни счастливые и дружные люди часто разводятся, другие могут даже сойти с ума, особенно, если гибели ребенка сопутствуют еще какие-то трагические обстоятельства, а тут - война, непрерывный и безжалостный физический и психологический прессинг. Я, конечно, понимаю, что происходящее - это только сценарий, который при желании можно накрутить на еще бОльший героизм, правильность и самоотверженность, но всё же я воспринимаю судьбу Ольги не иначе, как двойной, если не тройной, учитывая её участие в детективной линии, подвиг.

- Капитан Сергеенко. Благодарствую сценаристам, потому что персонаж получился без перегиба в сторону жестокости или комедийности. Да-да, после развала СССР стало модно расписывать офицеров НКВД либо, как дьяволов во плоти, либо, как клоунов, которые жестоки и принципиальны в мирное время, но отчаянно трусливы и жалки, если прижмет. Конечно, было всякое, но, когда актёр, руководимый режиссёром и сценарием создает на экране гиперболу - это заметно и даёт ощутимый минус реалистичности.






Благо дело автор сценария Олег Маловичко и исполнитель роли Алексей Серебряков не переборщили. В результате Сергиенко вышел суровым, подчас и жёстким, но всё же именно следаком, а не зверем и не посмешищем. По этой причине всецело одобряю выбор кастинг группы и заочно жму руку Серебрякову.

Минусы:

- Согласен с отписавшимися на КиноПоиске в том, что на одной жизненно и стратегически важной автобазе сценарий собрал слишком много тех, кого бы в те годы и при тех обстоятельствах вполне могли бы счесть неблагонадежными. Логика-то понятна: нужна драма и напряженный детектив на протяжении всех четырех серий до тех пор, пока сюжет не выйдет на финишную прямую, потому нужно и обстоятельства для этого создать.

- Субъективный минус - слишком большой уклон в сторону детектива. Конечно, сюжет о резиденте-диверсанте, должном отравить и так стоящих в миллиметре от смерти людей, достоин воплощения на экране, но всё же... Из-за детектива блокадный Ленинград по сути остался за бортом. Кусочек с самого начала, еще один кусочек примерно посередине сюжета, а в остальном голодающий город остается лишь в разговорах.

Правда, справедливости ради надо сказать, что те диалоги вместе с бушующей вокруг вьюгой и торопливым напряжением всех, кто есть на автобазе всё равно создают атмосферу, которая хоть и не показывает прямо происходящее внутри кольца блокады, но в тоже время и не даёт забыть о Ленинграде ни на секунду.

И всё же хотелось бы еще одного сюжета, связанного с дорогой жизни и блокадным Ленинградом. Неважно будет ли это полнометражный фильм или мини-сериал, важно, чтобы больше времени уделили именно судьбам блокадников. В конце концов, в мирной, спокойной и сытой жизни остается достаточно места для драмы, а, когда ситуация обостряется, когда на человека давит целый клубок абсолютно независящих от него проблем, тогда все межчеловеческие отношения становятся острее и напряженнее. В такое время происходит множество событий, которые вполне могут найти своё место на страницах книги или в кадрах фильма. События ленинградской блокады, всё то, что свалилось на жителей города Петра, более чем подходит под вышеописанное, потому буду ждать. Возможно, на 70-летие Победы снимут что-то подобное.

военный, драма, Алексей Серебряков, рецензия, 2013, Ксения Раппопорт, детектив, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up