Внимание! Данная рецензия НЕ является "оправданием гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности".
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ "QUEER PALM"
* Звезда канадского кинематографа, любимец европейской публики, Ксавье Долан
Вышло бы очень странно, если б третий по счету фильм Ксавье Долана остался без единого приза. Тем более такого - тоже третьего в истории Канн. Премию Queer Palm учредили в 2010 году, но она достаточно сильно выделяется в череде каннских наград. На утешительный приз она похожа меньше всего.
Эту "квир-пальму" получил американец Грегг Араки в 2010 году за фильм "Ба-бах!"
У Долана должна быть точно такая же, только с циферкой 2 на конце.
Под "Queer", в данном случае, не стоит понимать соответствие каким-то неведомым стандартам ЛГБТ-кинематографа: таковыми может стать, что угодно - на иных ретроспективах по этой статье проходят и документальные драмы про кубинцев, мечтающих об эмиграции, а то и вовсе ленты об одиночестве в большом городе. На самом деле это никакой не ЛГБТ-приз для странных юношей и девушек, а поощрение за, что называется, «раскрытие темы маленького человека», другого не в смысле сексуальной ориентации, а по массе качеств, по психофизике, если угодно. Достаточно сказать, что первым лауреатом "другой пальмы" стал контркультурщик и скандалист Грегг Араки, вечно экспериментирующий и не имеющий себе равных ни в американском, ни в мировом кино.
Кадр из фильма Грегга Араки "Ба-бах!" (2010)
Под определение «кино о другом» третья работа Долана подходит идеально. После дебюта с возмутительным названием «Я убил свою маму» Долан, что называется, проснулся знаменитым. С одной стороны, киносообщество с радостью приветствовало двадцатилетнего хипстера с кинокамерой, фигуру, которой долго ждали на сцене и на которую возлагали надежды. А с другой - он еще и обладает нешуточной харизмой, прирожденный шоумен, да еще и сам играет главную роль. Все надежды юный режиссер оправдал: это и правда был фильм нового времени. Снятый за две копейки, тонкий и ловкий, техничный.
Кадр из фильма Ксавье Долана "Я убил свою маму" (2010)
Но Долан оказался непростым парнем: овации принял как должное, а после «Мамы» вдруг свернул на другую дорожку. Чем и обеспечил себе репутацию посерьезнее, чем звание хорошего мальчика, который по утрам делает зарядку. От независимости с лощеной картинкой он двинулся к европейскости. Не Орсон Уэллс, но Франсуа Озон (сказывается единое языковое пространство Канады и Франции, возмужавший Долан вообще оказался очень галльским режиссером). Вторая лента, «Воображаемые любови», уже претендовала на манифест поколения, соединяла французскую традицию и уловки американских независимых. Была тем самым червонцем, который нравится всем - и фестивальной публике, и зрителям в кинотеатрах, которые видели в ленте мелодраматизм и правильную чувствительность.
Кадр из фильма Ксавье Долана "Воображаемые любови" (2011)
"В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЛОУРЕНС"
В третьей картине, «В любом случае, Лоуренс», Долан выходит на новый уровень - теперь он не снимает самого себя и не погружается в меланхолию с рефлексией. Однако некоторая склонность к скандалам и эпатажу осталась. А на фоне последних российских репрессивных законопроектов Милоновых-Мизулиных фильм о перемене пола
выглядит и вовсе ультралиберальным, если не сказать оппозиционным.
Главный герой картины решает сменить пол, но совсем не от одиночества - рядом с ним есть любимая женщина. Стало быть, мелодраматизм и блюзы в сторону. Да и по форме это кино не «молодое», а вполне зрелое. Долан уходит от самолюбования, эгоцентризма и свойственного ему юношеского кокетства. Переключается с живописания себя и себе подобных, которым грешил в прошлых работах, на обобщения.
Это кино для всех - как ни странно это звучит в отношении ленты про трансгендер. Какие бы надежды на Долана фестивальная публика не возлагала, а такого жеста от юного дарования никто не ожидал точно. «Лоуренс» - кино не мальчика, но мужа (в данном случае - буквально). Тема гомосексуализма в его лентах едва ли не ведущая, от нее и концентрация на одиночестве, самокопании и рефлексии, отличительные черты холодноватого и вялого мира Долана. Здесь же он разворачивает эту вселенную в противоположную сторону.
Мир «Лоуренса» - пестрый, яркий, шумный, крикливый, как травести-шоу. Фильм бьет по глазам, эпатирует и скандалит. Неподготовленную публику Долан здесь уже не ласкает своими печальными холодными балладами, а протаскивает через этот мир дешевых духов, крикливых старух и трансух с криво напомаженными ртами. И все ради того, чтобы в финале зритель - ханжа и зануда - научился сопереживать и этим малоприятным персонажам. Не в виду сексуальной ориентации, а просто по сумме человеческих и эстетических качеств.
Так что каннскую ветвь получил не только действительно сильный, зрелый и мускулистый фильм повзрослевшего автора, но и сам режиссер. По сумме качеств - за то, что позволил киносообществу следить за эффектным и впечатляющим процессом своего взросления и превращения из хипстера-доходяги в настоящего возмутителя спокойствия.
Иван Чувиляев специально для
drugoe_kinoЧитать
другие кинорецензии этого автора Читайте другие рецензии в рубрике "10 фильмов Каннского фестиваля, достойных вашего внимания":