Документальная лента "Чувственная математика" безусловно заслуживает зрительского внимания. Как известно, математика - наука абстрактная, а математики - люди очень странные. Однако, посмотревший эту картину зритель, значительно расширит свое представление об это удивительном мире, точнее - об этом удивительном взгляде на мир, который нас окружает повседневно. Математические задачи не берутся из ниоткуда, их подсказывает сама жизнь. Равно как и математики - люди вполне земные, пекущие торты, гуляющие с детьми, любящие рисовать или слушать музыку.
"Чувственная математика" перекидывает мостик с берега обыденной жизни на берег фантастической гармонии небесных сфер, порою недостижимого и оттого влекущего ещё сильнее. Совсем не обязательно помнить формулы из курса школьной математики, чтобы увидеть всю красоту математических поисков, увлечённость людей на этим поиском, их сомнения и надежды. Фильм делает математику настолько осязаемой, что я бы насильно показывал его в школах и ВУЗах - но не студентам, а преподавателям, большинство из которых уже сами не помнят (если знали вообще) что, зачем и кому они преподают.
"Чувственная математика" - лента состоящая из нескольких новелл. По одной на каждое чувство: вкус, зрение, обоняние, осязание, слух и чувство баланса. И пусть не каждая новелла в прямую раскрывает заявленную тему, в фокусе внимания прежде всего личность (а в кадре гений на гении, вплоть до Филдсовского лауреата). Это прежде всего людские истории, портреты с натуры, очень метко выхваченные из жизненного потока.
С другой стороны, есть в картине и льюискэрролловщина:Страшный и ужасный монстр - уравнение Больцмана. Мясорубка как геликоид. Надувание щёк мыльных пузырей - недетская забава. Математическая живопись: фотографии нереальности. Запах рыбы в мозгу мухи. Какие грибы курит собирает самый влиятельный российский математик. Пчелы, решающие уравнения, которые не проходят в школе.
Про всё это в фильме Екатерины Ерёменко. А вот она и сама про него говорит:
Click to view
И, напоследок, "козырь в рукаве": оператор фильма - Павел Костомаров. Тот самый, лауреат приза «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля за выдающийся вклад в искусство (к/ф "Как я провел этим летом").
__________________________________
Две бонусных заметки на полях.
В этом году на фестивале, определённо, документальная программа, и конкурсная, и внеконкурсная, не менее интересна, чем программа художественного кино. Председатель документалистского жюри - Марина Разбежкина, и чувствую я, ещё не раз Вы услышите это имя. И не только от меня, верящего, что художественное кино находится в глубоком в кризисе, а документальное - на подъёме. Жизнь становится всё быстрее и всё интереснее, а средства её фиксации всё проще и доступнее. Так, в программе есть лента про палестинского оператора-любителя, который ради фильма разбил ажно 5 видео-камер. Собственно, сама лента так и называется - "5 разбитых камер" и снята она в жанре хоум-видео с закадровыми авторскими комментариями - ничего особенного с технической стороны, однако ж призы в Сандэнсе, Париже, Амстердаме.
Делюсь маленьким лайфхаком для ММКФ. Если Вы купили билет на ленту, с которой встали и ушли на 10-ой минуте, не спешите уходить из киноцентра. Посмотрите, как документальные ленты идут в это же время (обычно 1-2 идут точно). Попросите девушку на входе в нужный зал Вас пустить на свободное место. Улыбнитесь. Скорее всего Вас пустят, ведь залы на документальных показах пока ещё полупусты, а девушки очень даже приветливы, и особенно после улыбки)) Кстати, общаться с режиссёрами-документалистами также приятнее (в среднем). Они как-то ближе народу. Не упустите возможность!