Никаких сюжетных отступлений, никаких сценарных провисаний. Простая и цельная история, уверенная режиссура, прекрасная актерская игра, и операторская работа позволили снять сорокалетнему британскому рекламщику исключительно крепкий кино-дебют. Приз за лучшую первую работу на Каннском кинофестивале это наглядно подтверждает.
Чуть позже англичанин снимет культовых «Чужого» и «Блейдраннера» изменивших лицо кинофантастики, потом будет задавший новые стандарты для исторических блокбастеров «Гладиатор». На этом фоне дебютные «Дуэлянты» как-то забудутся и уйдут в тень, хотя фильм как минимум, заслуживает внимания.
Начало девятнадцатого века. Из-за пустяка, между двумя офицерами легкой кавалерии Наполеона вспыхнул конфликт, повлекший за собою дуэль. Дуэль, затянувшуюся на 15 лет. Вокруг меняются эпохи и карта Европы, а дуэлянты тем временем продолжают противостояние, при каждой возможности устраивая поединки, и отчаянно стараясь довести схватку до логического конца.
Сюжет, прямо скажем, закрученным не назовешь. Двое мужчин время от времени встречаются и пытаются, друг друга убить в регламентированных причудливыми понятиями о чести схватках. Вот и все. История простая и лишенная каких либо претензий. Фильму это только пошло на пользу, позволив Скотту избежать характерного для режиссеров дебютантов, позерства и выпендрежа. Кино получилось законченным и цельным. Вообще «Дуэлянты» фильм настолько техничный и умело поставленный, что на дебют он похож меньше всего.
Линейность и некоторую затянутость повествования Ридли компенсирует прекрасной драматургией и массой шикарных, вкусных деталей. На протяжении всего фильма Скотт просто тащится от вызывающих гусарских мундиров, начищенных сапог, и необъятных меховых шапок, кавалерийских офицеров. Режиссер просто влюбляет зрителя в эпоху.
Но, это все фон. Главное, как и в любой хорошей истории - персонажи, а тут с ними полный порядок. И Кит Кэррадайн и Харви Кейтель знают свое дело. С одной стороны трезвомыслящий и спокойный герой Кэррадайна - Арман Юбер, с другой, вспыльчивый, одержимый дошедшим до абсурда представлением о чести герой Кейтеля - Габриель Ферро. Эдакое бадди-муви наоборот.
Ну и, наверное, главный плюс фильма (конечно после Харви Кейтелья с косичками), это непосредственно дуэли. Каждый из разбросанных по, в целом, неспешному фильму поединков - настоящий адреналиновый взрыв. Герои рубятся на саблях, фехтуют рапирами, стреляются из пистолетов. Снято все это из ряда вон. К постановке боев создатели подошли исключительно серьезно, более напряженных и захватывающих сцен фехтования не видел, наверное, нигде.
Ридли Скотт кинематографист очень неровный. Откровенные шедевры сменяются такими же откровенными провалами, но так или иначе нельзя отрицать, Ридли по-настоящему большой режиссер. И уже из первой его полнометражной работы это отчетливо видно.