Сюжет в фильме, на первый взгляд, довольно прост. Деревня на границе Румынии и Югославии, Дунай, конец войны. В лесах партизаны, в деревне - немцы. Во время мобилизации из деревни увозят всех молодых мужчин, в том числе Эмиля, жениха 20-летней учительницы Анастасии. В деревне остаются бургомистр (отец Эмиля), доктор, хозяин пивной Стойкович, дурачок Василе, кое-какой мелкий алкоголический сброд, женщины, дети и старики. Бургомистр (это один из главных героев) провозглашает автократический режим, якобы защищая односельчан от немцев, но на самом деле он всячески лелеет культ своей личности, спаивая стариков и совращая женщин. Анастасии он говорит, что "заботится" о ней и, действительно, пресекает приставания со стороны дурачка Василе, становящегося его личным охранником.
После очередного налёта немцам удаётся подстрелить сербского партизана, и бургомистр по указке немцев запрещает хоронить серба под угрозой расстрела. Партизаны в ответ обещают на следующий же день занять деревню и отомстить за убитого. А дальше начинается нечто действительно страшное. Анастасия выходит на площадь средь бела дня и начинает на глазах у всей деревни и совершенно офигевших немцев рыть могилу для серба. Алкоголики швыряют в неё камнями, старики и старушки испуганно прячутся по домам, бургомистр пытается убедить Анастасию не нарушать запрет различными казуистическими доводами, для уговоров прибегает даже дезертировавший из армии Эмиль - всё только для того, чтобы уговорить девушку не делать того, что она считает единственно важным. "Завтра придут партизаны, подожди до завтра", - говорит ей любимый ученик, мальчик Михай. "Мёртвые должны быть похоронены. Как им всем не стыдно?", - повторяет одну и ту же фразу Анастасия, прогоняя всех "искусителей", включая Эмиля...
В книге, насколько я помню, нет ни слова о Боге, но аллюзии настолько очевидны, что для меня это одно из самых христианских произведений, попадавшихся когда-либо - без показухи, пафоса, мракобесия. Хорошая, честная и очень болезненная книга о страхе, совести, настоящем нонконформизме. И, кстати, о борьбе с авторитарными режимами: сам бургомистр признаёт нравственную победу Анастасии и выпускает её из тюрьмы на волю - конечно, лишь только для того, чтобы она могла принять мученическую смерть от рук олигофрена и садиста Василе, не раз уже пытавшегося её изнасиловать. Дальнейшее развитие событий (если оно вообще было) не имеет уже никакого значения. Скорее всего, бургомистра поставили к стенке вместе с Василе, а может они удачно выкрутились и сделали карьеру в секуритате - кто знает...
Этот фильм вряд ли стал в Румынии культовым, но он оставил серьёзный след в биографии людей, которые над ним работали. Кроме Думитру Раду Попеску это были актриса Анда Онеса и режиссёр Александру Татос.
Когда я впервые увидел обложку диска, я сразу понял, что создатели фильма выбрали подходящий образ для своей героини. Анастасия - обычная деревенская девушка, очень юная. Когда женщинам выпадает хоронить убитых мужчин, тут не может быть гламура.
Двадцатилетняя актриса Анда Онеса, кстати, не имела соответствующего образования и дебютировала в кино ещё старшеклассницей. С "Анастасией" она получила приз за лучшую женскую роль на фестивале в Карловых Варах, и это стало пиком её актёрской карьеры. Дальнейшая судьба Анды была причудлива: философский факультет, преподавание философии, работа на телевидении, эмиграция в США, замужество, преподавание теперь уже американской истории и, наконец, работа агентом недвижимости, а также консультантом по фэн-шуй. Судя по тому, как сейчас выглядит бывшая актриса, эти перемены пошли ей только на пользу.
Справа на фотографии режиссёр фильма Александру Татос. Через десятилетие после выхода фильма он скончался в возрасте 53 лет (я не знаю, связана ли как-то его смерть с расстрелом Чаушеску в том же году). В годовщину смерти кинорежиссёра фильм был переиздан на DVD с английскими, испанскими, французскими и немецкими титрами.
Не зная румынского языка, я сделал всё, что мог. Если найдёте какие-то ошибки в тексте или интересную дополнительную информацию, пожалуйста, помогите - эта история имеет для меня очень большое
личное значение.