У каждого из нас есть фильмы, которые как бы идут рядом по жизни. Вроде бы десятки раз просмотрены, любую реакцию героя знаешь наперед, и даже персонажи второго плана стали для тебя почти родными. Но однажды включаешь телек, а там снова оно. И снова прилипаешь слизняком к экрану и не можешь оторваться. И тщетно дожидается жена в спальне и летит к чертям вечерняя халтура. И ребенок не дождется горшка.
Для меня один из таких прилипал - кинокартина «Падение» («Крушение», «С меня хватит») с Майклом Дугласом, которого только после этого кины я и полюбил нежно.
Главного героя - офисного работника «ящика», белого воротничка и качественного работника выгоняют с работы («ну скажите, я разве плохо работал?»). Но для своей престарелой матери он каждое утро одевает чистую рубашку, кладет бутерброд в пустой портфель и якобы уезжает в офис («А вы знаете, что ваш сын уже две недели как уволен? Нет, как же это?»). У него была жена, которая когда-то развелась с ним и добилась от суда, чтобы ему запретили приближаться к ней более чем на двести метров («Он вас бил, мэм? Что вы, нет… но мне кажется, что он смог бы…»). У него есть машина, которая сегодня попала в пробку («Сэр, куда вы уходите? Ведь ваша ма…»)
И у него есть маленькая дочка, у которой именно сегодня день рождения. И к которой он в любом случае дойдет. Пешком, через сомнительные кварталы большого города («и этот человек, леди, был одет в белую рубашку?»), через грязные улицы, малолеток с ножами и с сумками набитыми всмаделишными автоматами («ты крутой, скажи, ты крутой?»). Через магазины, в которых нет сдачи («Если ты приехал в мою страну, говори со мной на моем языке!»). Через улицы с попрошайками («когда мы воевали с Въетнамом, ты под стол пешком ходил!»). Через закусочные, где гамбургеры на витринах совсем не похожи на те, которые вам предлагают («да, именно об этом я и говорю»). Через магазины одежды с продавцами-нацистами («знаешь, сука, что с тобой сделают в тюрьме?»). Через ленивых ремонтников улицы («ты знаешь, как это стреляет»?) Через поля для гольфа с богатенькими пенсами («вот ты сейчас и умрешь в своей глупой шапочке»).
Бледный, решительный, психованный герой Майкла Дугласа идет через все преграды на день рождение свой дочки и несет ей пятидолларовый стеклянный шарик с розовым пони внутри. И остановить папу может только старый и жалкий подкаблучник-полицейский (Роберт Дюваль), который должен отработать свой последний день в полиции («милый, будь добр, запиши, что тебе надо купить на обратном пути»).
Каждый из нас иногда мечтает уже, наконец, сбросить оковы цивилизованности и сказать то, что давно хотел сказать. А если надо, вмазать. Не задумываясь о последствиях.
Майкл Дуглас пришел и сделал это за нас.