Литус, Шунько и Wille zum Leben.

Aug 08, 2007 13:06



Этот фильм сделал больше для прославления русского солдата, чем все серии киноэпопеи «Освобождение», вместе взятые. Режиссерам - маститому Николаю Литусу и юному Виталию Шунько, соединившим свои усилия в 1979 году - удалось, казалось бы, невозможное - разорвать порочный круг Тантоса в советском военном кино с его эстетикой обреченности на смерть, страданий, грязи и зверств. Прекрасная яркая лента «Дачная поездка сержанта Цыбули» - это одно из немногих кинополотен, прославляющих волю к жизни советского солдата и русского человека вообще.




Бравый сержант Цыбуля - молодой боец. Он справляется с любыми, даже самыми непосильными задачами. И вот, ему в очередной раз поручают серьезное и ответственное дело - доставить партизанам медикаменты, продовольствие и взрывчатку. Юный разведчик снова отправляеться в тыл к немцам, да вот беда - спутал наш Цыбуля опознавательные сигналы партизан с кострами фашистов. Приземлившись в логове врага отважный сержант не теряет присутствия духа: он хитростью захватывает в плен немецкого майора и переодевшись в его форму, прорывается к партизанам на вражеском бронепоезде.




Каждому кто видел этот фильм и представляет себе политику Госкино на рубеже 70-80 годов прошлого века, понятно, почему его ждала нелегкая прокатная судьба. Фильм, вышедший в 1980 году, когда он так нужен был для поднятия духа наших мальчишек, защищавших Родину на южных рубежах, прошел третьим экраном и вызвал дружное осуждение киноначальства и критиков. Обвинения были стандартные: война не повод для шуток и тем более гэгов.
Военная комедия с трудом пробивала дорогу к зрителю. Но во время боевых действий киноначальство ее хотя бы терпело. Достаточно вспомнить феноменальный успех картины про повара Антошу Рыбкина, который прямо со сцены, где он изображал немецкого ефрейтора, пользуясь своим костюмом, проник в тыл врага и навел панику среди фашистов. В 1944 году великий Пырьев успел снять свою прекрасную музыкальную утопию «В шесть часов вечера после войны» с потрясающе обаятельной музыкой Тихона Хренникова.




А вот уже на первую послевоенную кинокомедию Михаила Жарова «Беспокойное хозяйство» обрушился беспощадный вал нелицеприятной критики за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим лишь развлечения в кино. Но фильм полюбили - он занял седьмое место среди советских картин в прокате 1946 года. В фильме тоже звучит основной мотив военной кинокомедии - ренессансная тема карнавала, переодевания, травестии, неузнанности. Но если Антоша Рыбкин переодевался в нацистскую форму, то в «Беспокойном хозяйстве» «переоделся» целый бутафорский аэродром, отвлекающий внимание врага. Ефрейтор Тоня - невероятная красавица Целиковская - и бывший счетовод Огурцов - притягательный в своей комедийности Граве, активно работают над все новыми и новыми проектами маскировки. При этом Огурцов ухитряется привести в часть пленных немцев и заполучить руку и сердце Тони.




Увы, «Беспокойное хозяйство» на долгие годы осталось единственной советской военной комедией. Окончательно этот жанр был дискредитирован усилиями французских кинематографистов на рубеже 50-60 годов прошлого века. За нелепой клоунадой и ерничеством французских военных комедий могло бы скрываться чувство неловкости нации, обманом пролезшей в победители Второй мировой. Могло бы, если бы французы обладали способностью испытывать неловкость. Нет - с экрана льется лавина подлого самодовольства. Недаром комедия «Большая прогулка» - мучительно нудный рассказ о переодеваниях в нацистскую форму парижских уродцев Бурвиля и Де Фюнеса - стала самым кассовым фильмом в истории французского кино. О том, как доблестные французы деморализуют противника, рассказывала не только бессовестная киноподелка Жерара Ури, но и «шедевр» Кристиан-Жака «Бабетта идет на войну». Фильм про работницу борделя, внесшую весомый вклад в борьбу с фашистами, очаровал жюри и публику Московского Международного фестиваля. Феноменальный успех Бриджит Бардо у кинозрителей СССР окончательно закрепил за французским народом статус победителя нацизма. Ну что ж, как писала Дафна Дюморье, «не забывайте, что мы имеем дело с французом. Рано или поздно он обязательно совершит какую-нибудь подлость, это всего лишь вопрос времени».




70-е годы стали для советского военного кино эрой беспросветной тьмы. Кровь лилась с экрана рекой в эпических полотнах (мучительно бесконечное «Освобождение» Озерова), беспросветным мраком тянуло из камерных лент («Восхождение» Шепитько). Русский воин на экране обладал только волей к смерти. Про таких говорят - еще не готов победить, но уже готов умереть. От карнавализации противника не осталось и следа: Штирлиц не просто примерял нацистский костюм, но вместе со зрителем вживался в него в гомоэротическом экстазе.




И вот пришел 1979 год, а с ним на киностудию Довженко пришли маститый режиссер Николай Литус и юный Виталий Шунько. У Литуса было за плечами несколько блестящих комедий - всенародно любимые «Веселка» (1959) и «Королева бензоколонки» (1963). Но то, что он сделал - это не просто комедия. «Дачную поездку…» можно, пожалуй, сравнить с единственным приличным фильмом Спилберга - «1941». Этот фильм, снятый по иронии судьбы в тот же год, что и «Поездка», стал таким же великолепным экспериментом по созданию народной комедии о войне. И так же, как и «Поездка», «Сорок первый» Спилберга попал под огонь критики и провалился в прокате. В случае с «Поездкой» такой провал более чем обиден, ведь для прославления подлинного боевого духа русского солдата Литус и Шунько собрали блестящий актерский ансамбль. Здесь и Сергей Иванов (уже прославившийся как Лариосик), и эксцентричный Владимир Олексеенко в роли деда Карпо, и неповторимый Михаил Кокшенов (Гергало), и красавица Надежда Смирнова в роли Алёнки.




К сожалению, невероятная по силе и выразительности манифестация Wille zum Leben работы Литуса и Шунько не была поддержана их коллегами по цеху. Будем надеяться, что сейчас, с возрождением России, возродится и кинематографическая традиция прославления Воли к жизни русского воина - действительной славы России .
Previous post Next post
Up