Киргизия и я, хеллоу, хеллоу. Часть 2.

Aug 14, 2014 15:09



Всю первую неделю ребята хотели попить кумыса. Первую бутылку мы купили ещё в тёплых ключах. Я сторговался тогда за полтора литра 200 сом.
Как оказалось, это безумно дорого, потому что, спустившись в долину реки Каракол, мы покупали уже по 50 сом за те же полтора литра.
Честно говоря, я не оценил вкус этого традиционного кыргызского напитка, который, кстати, они называют кымыз, но ребята просто визжали от радости.
Как-то мы увидели табличку с рекламой «кымыз» и решили завернуть, прикупить, и заодно лепёшку. Сначала к вагончику подъехал мелкий парнишка на лошади, поздоровался со всеми, а потом подошёл и хозяин. Он налил нам кымыза прямо из ведра. В моей пиалке плавала муха ))))) И я старательно пытался её не выпить. Посидели, пообщались о жизни. Оказывается зимой в этих местах выпадает снега аж по пояс. Поэтому на зиму они все спускаются жить в долины, там, где теплее. Скоту часто угрожают волки, а в горах есть рыси и козероги. Козерогов кстати, мы видели, но издалека.
Сначала дядька сказал, что хлеба у него нет, но после разговора, выдал нам заветную лепёшку в придачу к кымызу ) И мы довольные поехали дальше.

Постепенно, Каракол становился больше и больше и скоро уже гремел вовсю за пышными кустами, обрамляющими его берега.
По плану мы должны были закупиться немного продуктами в одном из сёл, а на следующий день выехать в сторону озера Сон-Кёль.
Постепенно стали попадаться населённые пункты, и зелёные холмы сменились выжженными жёлтыми.





Наконец-то появилась сотовая связь, и почти неделю спустя с момента последнего сеанса связи удалось дозвониться домой. Я одновременно и обрадовался, услышав голос Маши, и расстроился, потому что внутри поднялось чувство тоски по дому, по семье.


Как правило, около каждой деревни было кладбище. В Киргизии они отличаются от наших. Это древние постройки, вероятно из самана, которые со стороны выглядят как настоящие древние некрополисы.
Чем дальше мы ехали, тем больше появлялось машин, и тем хуже становилась дорога. Как мы узнали на следующий день, сидя в кафе в Арале, это китайцы строят по госзаказу новые лэп и дороги. Сначала они разбивают своими огромными самосвалами старый асфальт, а потом кладут новый.
Из машин, что меня поразило, я нигде не видел такого количества старых ауди и мерседесов. Видимо в Киргизии они обретают третью жизнь после нашего вторичного рынка и используются, пока не развалятся совсем.


Проезжая очередной посёлок мы наткнулись на первых иностранных туристов. Это была девчёнка из Дании. Она и её друзья приехали на какой-то фестиваль. Чудо чудное. Вообще иностранные туристы в Киргизии вещь совсем не дефицитная и они настолько оккупировали нашу старую республику, что все местные жители, а особенно дети кричали нам Hello, и сильно удивлялись, когда мы отвечали Привет.


Видите, справа на фотографии копают дорогу для очередной опоры лэп, а слева два рабочих сидят и копают яму? Эту картину мы увидели утром, когда проснулись.
Один копает, другой киркой дубасит. И вот тот рабочий, что в красном зазевался и выпустил свою жёлтую каску из рук. Естественно она покатилась вниз под гору с хорошим ускорением. Он сначала пытался за ней бежать, но вовремя остановился. Каска так и застряла на склоне в кустах. Если приглядеться, то её можно увидеть.


Утренний ремонт камер. Одному нашему участнику явно стоит почистить карму. Умудрился проколоть сразу оба колеса пока заезжал на ночёвку. Причём уже не в седле, а когда вёл велосипед.


Чем дальше мы ехали, тем меньше было зелени.


А вот с дорожными знаками в Киргизии беда. За все две недели я почти ни разу не видел нового знака. Большинство не то, что установлены не по госту, так они вообще были нарисованные от руки или как на фотографии выше, со знаком «20» видно, что это бывший пешеходный переход, с наклейкой сверху. Хотя попадались и забавные экземпляры. Дороги там правда соответствующего знакам качества. Порой возникало ощущение, что с советских времён ничего не ремонтировалось.


Проезжая посёлок Арал мы любовались красивыми и необычными холмами. Как раз на этом участке китайцы добили старую дорогу и начали делать новую. Некоторых рабочих сложно было отличить от киргизов, а некоторые прямо стопроцентные китайцы, как из фильмов. Кстати киргизы, хозяева кафе в Арале отзывались о китайских рабочих очень хорошо. Что техника у них супер, и работать они умеют )


По плану у нас была большая закупка продуктов в города Чаек и пока ребята были в магазине я запечатлел новое для меня заведение. Откушать коктейль я не рискнул ))





Закончили свои продовольственные дела и поехали дальше.
В магазине мы купили арбуз и решили на берегу ближайшей речки его съесть. Недалеко нашли место, рядом с нами в воде плескались дети с одной стороны, а с другой местные занимались чисткой ковров. Пока я резал арбуз, дети вдруг всполошились и стали бегать по воде. Сначала я подумал, что у них уплыла какая-то вещь. Но потом я увидел, что они гонятся с палками за маленьким зверьком похожим на выдру. Я отнял у пробегающего мимо парня палку, в надежде, что зверёк успеет убежать и уплыть, но тут, один из придурков, что чистил ковёр, взял камень и швырнул в бедное животное. Отвратительно вспоминать, но эти гады догнали и стали смотреть, как животное умирает. А потом потеряли интерес и стали вертеться вокруг нас. Я ели сдерживался, чтобы не нагрубить. Дикий народ. Настроение нам они испортили.
Вот ещё старое кладбище. Не знаю, сколько ему лет, но выглядело как мечта археолога.


Почти в закатном солнце эти древние постройки смотрятся ещё более загадочно.


Ну и во многих деревнях были свежие мечети. Один раз, мы даже слышали, как муэдзин пел. Причём не через мегафон, как это обычно сейчас бывает, а прямо с минарета.





Вот так мы и катили по равнине, одолевая небольшие подъёмы. И встали на ночлег в деревцах, рядом с речкой. Закат был божественный. А потом, появились звёзды и совы начали летать вокруг палатки. Это была самая комфортная ночь за весь поход. Спалось очень удобно, и сквозь дрему я слышал совиные крики, которыми они отпугивали от нас всяких грызунов.
Утром следующего дня мы встретили первых велотуристов. Это были три француза - отец и два сына лет по 18-19. Молодцы ребята. Ехали из Алма-аты в сторону Узбекистана. Очень приятно пообщались, пожелали друг другу бон вояж и поехали своими дорогами.


Наш путь лежал вверх к озеру Сон-Кёль. Сначала вполне езжабельная дорога по ущелью, а потом…


…начался серпантин. Было тяжело. В первый раз в жизни у меня жутко разболелся сустав на ноге. Так что я впрыгал в перевал на полутора ногах, с трудом опираясь на левую. Как это было на протяжении предыдущих дней, дождь обходил нас стороной. Туча проскочила почти над нами, погромыхала и улетела в сторону.








А за перевалом над озером тоже висели тучи. Пока мы тащили велики вверх, было жарко, но стоило преодолеть перевал, как задул холодный ветер. Любоваться лентами дорог и видами на озеро было крайне зябко.


Фотография Натальи Львовой.
Но даже дубак 3000 высоты не портил настроение!


Когда мы спустились с перевала к озеру, то решили попросить разрешения у местных пастухов и встать рядом с юртой. Хозяева оказались очень гостеприимны, напоили нас чаем, потом кумысом, потом ещё раз кумысом )) Мы же, раздали набежавшим детям мешок конфет.


Фотография Натальи Львовой.
Мы посидели внутри юрты, погрелись, наболтались. Оказалось, что эта юрта была сшита тёщей хозяина и подарена на свадьбу, как приданное. Сколько ей лет? Больше 30! И за всё время только сломался крепёж верхней форточки. Очень классное строение. В юрте стояла печка буржуйка, которая топится кизяком. На ней и готовят. Снаружи на каждой юрте, которую мы проезжали, висит небольшая солнечная батарея и недалеко стоит бензиновый генератор. Внутри ковры и прочее убранство.
С утра, перед нашим отъездом хозяйка испекла нам в дорогу лепёшку и налила кумыса. От денег смущаясь отказалась.





Фотография Натальи Львовой.


С хорошим настроением мы тронулись в путь. За день нам по плану надо было объехать озеро с юга и пройти перевал на 3500 м. Пока мы его огибали, то и дело на встречу попадались туристы. Пешеходные, на машинах, на лошадях, на ишаках и в основном франкоговорящие. Вообще, в этом походе я отлично попрактиковался в английском. Жаль, что на ночь вставали далеко от иностранцев, а то с удовольствием бы поболтал вечерок.








Озеро действительно горная жемчужина. На такой высоте оно обладает такими красками, что порой кажется, что ты едешь по берегу крыма. То оно окрасится лазурными цветами, то ветер нагонит тучку и на воде начинают появляться белые гребешки.


Пасётся множество любопытных коров. Они с интересом смотрят на нас )


А вот тут, когда мы выехали на большую равнину, я сделал Ку. Смотрите внимательно левую часть фотографии. Это же пепелац припаркован!


На самом деле это памятник-могила Баатыра. На этом месте в конце 19 века было большое сражение между казахстанскими захватчиками и местным киргизским войском. Сражались отважно. О чём и гласит мемориальная табличка. А вокруг коровьи какашки )





Как мы взяли перевал отдельная история. Весь день, то над озером, то в стороне гуляли дождевые тучи. На подъезде к перевалу нас звал на чай сначала один пастух, потом второй, но мы решили ехать быстрее вперёд. Ровно, минута в минуту, как мы начали подъём, начался ливень. Дождевая одежда хоть и была недалеко, но я всё равно промок, потому что хлестало со всех сторон. Велонакидка пика удобная вещь, но не всегда выручает. И вроде, когда потоки воды с неба стали утихать, начался град. Крупный! И вот мы в мокрой облегающей одежде прём вперёд под пулемётным обстрелом. В целом не очень больно, но раза три-четыре мне попало довольно чувствительно по уху.
Град закончился и тут же выглянуло солнце и стало нас подсушивать. Коллективно решено было двигать быстрее вперёд, чтобы успеть до темноты спуститься вниз, туда, где будет теплее ночевать.
Ещё по пути наверх нам навстречу проехал маленький синий пежо с немецкими номерами. За рулём сидел дядька с красным носом и приветственно махал рукой )
Минут через 20 мы влезли в перевал. В седле 10 минут на фото и отжим воды из одежды и вниз! Вот это был спуск! Ветер свистел в ушах, руки деревенели на руле, тормоза раскалялись! Ну ладно, не раскалялись, но тормозить приходилось очень активно. На одном из витков я решил полностью отпустить тормоз. К следующему повороту я понял, что могу и не успеть остановиться перед обрывом. Несколько раз резко нажал на ручки тормозов. Меня с силой кинуло на руль, кое-как удержался и только перед самым поворотом успел оттормозиться. Сердце ушло в пятки. Но было круто.
Так мы и слетели вниз, за полчаса сбросив почти тысячу. Ночевать устроились съехав на десяток метров с дороги и спрятавшись за уступ. Ужинали уже в темноте, при свете звёзд.
С утра нашу стоянку посетили два мальчугана на ослике из соседних домов и развлекали нас во время сборов.
Получили в подарок казинаки и довольные поехали к дому, а мы тронулись в путь.
Буквально через пол часа нас догнал маленький синий пежо ) Дядька оказался путешественником из Лейпцига. В молодости он на велосипеде доехал до Байкала, а сейчас из-за проблем со здоровьем путешествует на машине. Бывал и раньше в Киргизии. Приятная встреча. У каждого иностранного туриста я спрашивал, как они считают, безопасно ли путешествовать по азии? Все отвечали положительно. )
Так и есть. К туристам, а особенно к велотуристам даже гопники относятся хорошо. Это в больших городах есть криминал, а стоит выехать за границу мегаполиса, как отношение людей друг к другу меняется в лучшую сторону.


В первой же деревне, во время перекуса мороженным к нам подъехал бельгиец на мотоцикле. Из разговора я узнал, что он из дома едет через всю Евразию до Владивостока и оттуда в Японию. Ещё он рассказал нам про сбитый на Украине самолёт и сказал, что наверно будет война между Европой и Россией. Мы то, уже больше недели были отрезаны от любых политических новостей и, это известие было крайне неприятно. Пожелали друг другу счастливого пути и поехали каждый в свою сторону.
А на фотографии выше я запечатлел шедевр ливневой канализации )))











Вскоре мы выехали на асфальт и позволили себе расслабиться, катиться вниз под горку и любоваться видами. Благо нам предстояло весь день спускаться вниз к Иссык-Кулю и асфальт был более-менее хороший.
В середине дня нам на встречу попались три девчонки из Швейцарии путешествующие на великах. Они уже неделю крутили педали по Киргизии и собирались ещё две недели без особого маршрута путешествовать. Очень приятно пообщались, пожелали удачи друг другу и разъехались. Нас-то ждал классный спуск, а им приходилось переть в гору, да ещё и под палящим солнцем.





Фотографии Натальи Львовой.
Иногда нам попадались на пути остатки советской жизни. Скульптуры животных, часто с поломанными конечностями и разрисованные. Уже ближе к Иссык-Кулю было высыхающее озеро. Картина печальная, т.к. видно, что раньше здесь был цветущий сад, а потом одновременно с развалом союза и с обмелением озера местность вокруг стала высыхать.
Вечером одиннадцатого дня мы доехали до города Балыкчи. Навигатор показывает 531 км в пути, без челночного спорта и без двух финальных дней. Всего подъёма 8076 м, всего спуска 7099 м.
Первая ночёвка в Балыкчи была трешовой ) Как я люблю. На въезде в город, мы зашли в ларёк и Женька спросил у продавщицы, где бы нам троим с великами остановиться. Сразу прибежал её племянник из кафе напротив и повёл показывать место для ночлега. Это был топчан, т.е. большая веранда без окон. Стол по середине, внизу ковры. Сторговались за 200 сом с человека за ночь. Ещё и баней их воспользовались бесплатно ))
Заказали на троих на 500 рублей столько, что даже не могли доесть всё и допить.
Спалось, конечно, сомнительно, т.к. рядом громыхали то фуры, то лаяли собаки. А утром оказалось, что в кафе со стороны фасада был вообще пожар )))))
Утром мы отправились на поиски другого жилья и почты, чтобы отправить открытки домой и друзьям.
Пока я занимался посткроссингом, ребята нашли нам жильё прямо рядом с почтой.


В Балыкчи мы пробыли два дня и три ночи. Как мне запомнился этот город? Иногда казалось, что я в Афганистане. Иду с арбузом с рынка, из динамиков минарета раздаётся вопль муэдзина и воображение само рисует, как из-за поворота вылетает хаммер с автоматчиками, а над домами начинает кружить вертолёт взметая столбы пыли, а потом из разрушенной хибары выскакивает моджахед с рпг и начинается бой.
А на самом деле как? Грязный город с разбитым асфальтом, в котором водители не пропускают пешеходов, а дети гадят прямо на пляже в песок, и нет ни одной урны.





Уехали оттуда мы с радостью. Загрузились в маршрутку с великами. На троих уговорили водителя за 1000 сом довезти нас до Токмака. Он конечно хотел больше, но мы не дали )


Что-нибудь странное видно? Да, наш бодрый маршрутковод шпарит по встречной полосе. Как ни странно, доехали до Токмака без проблем. Купили в магазине всяких вкусностей, пирожков, перекусили рядом в парке и поехали в сторону музея Башня бурана.

















Фотография Натальи Львовой.
Место красивое и само здание бывшего минарета хорошо сохранилось. Если учитывать, что раньше минарет был выше на 20 метров от нынешнего размера, то получается значительное сооружение!
Вокруг были собраны с окрестных деревень старые каменные жернова и надгробные камни с арабской вязью. Были ещё камни с петроглифами, но они меня не впечатлили.
Около самой башни нам встретились польские автотуристы, которые арендовали машину и 10 дней катаются по Киргизии.


Когда мы отъехали от башни бурана и свернули на просёлочные дороги, чтобы ехать в сторону Бишкека не по трассе, то обнаружили растущие по обочинам абрикосы и яблоки. Набрали мешок для компота )) Проезжаешь мимо абрикосового дерева и аромат спелых фруктов такой сильный, что перекрывает все остальные запахи.


На ночлег мы встали прямо в поле, посреди деревьев похожих на акации.
Рано утром прямо к нашей палатке пришли пастухи и бесцеремонно разбудили. А потом ещё стояли и смотрели, как мы готовим и собираемся. Ощущение было, словно я в аквариуме.
Вообще культура в Киргизии другая, всё же это азия. Ещё в Бишкеке общаясь с таксистом он показался мне хамоватым, хотя пенял на туристов, что мы суём свой нос в каждую юрту. На самом деле, было всё наоборот. Нас постоянно зазывали, и приходилось отказываться, а иначе мы бы только и пили бы кумыс и совсем не ехали.
Мне запомнились старики-аксакалы сидящие в тени у заборов домов и наблюдающие за жизнью улицы, молодёжь на кортах, в лучших традиция купчино, дети бегающие толпами по улице и кричащие хеллоу, хеллоу, автомобилисты постоянно сигналящие и сзади и спереди. Что интересно, в России меня не раз предлагали подвезти, а здесь же просто сигналят и машут руками.
Один раз, меня нагнала машина и из окна, прямо на полном ходу, прямо в ухо мелкий парнишка крикнул «ХЕЛЛЛОУУУУУУ». «Уууу» унесло уже ветром, а меня чуть не пришлось собирать из кювета по частям, куда ещё немного и я улетел бы от неожиданности.
Последний день нашего путешествия омрачился отравлением одного из участников.


Вот он герой, активно обнимавший фонарные столбы и разглядывавший букашек в траве, оставивший свои следы на киргизской земле )))))
Благодаря медикаментам, к вечеру ему полегчало.
На пути к аэропорту мы встретили ещё одного велотуриста из Польши. Томек катался месяц по бывшим советским республикам. Долго с ним болтали, пока отдыхали в тени, а потом ещё в аэропорту. Он показал мне фотографию, как надо путешествовать на велосипеде.


В общем, загрузились мы в самолёт и полетели в Москву, а оттуда уже поездами разъехались по домам.


В понедельник утром, родной город встречал меня красивым рассветом.


Фотография Натальи Львовой.
Всем спасибо, поход удался! Я приобрёл интересный и полезный опыт и в следующем году, уверен, будет ещё что-нибудь интересное.

Стоит добавить немного технической информации.
Вот ссылка на трек http://www.gpsies.com/map.do?fileId=wvgracikgahybjln
Мы летели аэрофлотом и заранее оповестили компанию, что на рейсе будет три велосипеда. Оператор сказала, что достаточно снять переднее колесо, руль и упаковать в чехлы с ручками. Если вес не превысит 23 кг, то доплата не нужна.
На месте, мы разобрали велы, примотали к ним плёнкой рюкзаки, часть вещей (килограмм по 7 при норме 10) взяли в салон, как ручную кладь и обошлись без доплаты.
Вот ссылка на информацию собранную про перевоз велосипедов в самолёте https://docs.google.com/document/d/18eTZpq3nA0lIM4kOarEKIQ32-37vRrCa4WwqcGkFZv4/edit?usp=sharing
Так же прилагаю файл эксель с раскладкой продуктов и бытовых покупок.
https://drive.google.com/file/d/0B4eO8V_bPn9scTVwSzdWbTV6bXM/edit?usp=sharing
Из велосипедных поломок были только два прокола и порез покрышки.
Previous post Next post
Up