В Грузию на авто. Военно-Грузинская дорога.

Jun 15, 2018 11:01

Единственный способ попасть из России в Грузию напрямую на автомобиле - это пограничный переход "Верхний Ларс" в Северной Осетии и далее по Военно-Грузинской дороге, которая тянется по территории Грузии через Дарьяльское ущелье от границы до самой столицы, Тбилиси.

Если перевести название этой дороги с грузинского дословно, то получится "Дорога Небесного ущелья". И, знаете ли, попадая в Грузию и видя перед собой всю ту красоту, что проносится мимо тебя в боковом стекле автомобиля, ты понимаешь , что это название подобрано как нельзя лучше.



2. Общая протяженность дороги составляет 208 километров, из которых 33 - это участок от Владикавказа до Российской границы, а остальные 175 - проходят по территории Грузии. Только не рассчитывайте на то, что сможете прохватить эти 175 километров за пару часов - даже если вы абсолютно безэмоцианальная личность, схожая по внутреннему устройству с камнем в лесу и вам абсолютно всё равно на красоты природы, проносящиеся за окном - всё равно местный серпантин и вялоползущие фуры заставят вас притормозить и ехать до Тбилиси часа 4. Ну а если вы, как и я, любите дать по тормозам как только увидите немного красоты - то смело закладывайте на эти 175 километров целый день, ведь тут очень круто.



3. Сразу за Грузинским КПП ущелье смыкается над дорогой и начинают открываться обалденные виды. Снизу в ущелье грохочет Терек. Надо отметить тот факт, что оба раза, когда я был в этой части ущелья - погода была мерзотная, моросил дождь и было холодно. Грузия явно не хотела ни встречать меня, ни отпускать обратно.





4. По краям дороги расположено много поминальных крестов, около которых так любят остановиться и помедетировать местные жители.



5. Состояние дороги сразу после границы оставляет желать лучшего. Особенно участок сразу за грузинским КПП: там сейчас ведется реконструкция и строительство тоннеля (информация актуальна на июнь 2018), поэтому Грузия встречает вас сужением дороги до одной полосы на оба направления и отсутствием асфальта. Не надо пугаться, этот участок совсем небольшой и дорога быстро приходит в удобоваримое состояние, ну а километров через 10 после границы и вовсе становится весьма приличной.



6. Долго пытался понять, что это за домик, но так и не нашёл ответа. Кто знает?



7. Подъезжаем к первому крупному населенному пункту после границы - посёлку Степанцминда (бывший Казбеги). От границы до посёлка 11 километров и здесь уже можно перекусить и поменять деньги, но будьте готовы к тому, что цены в кафе выше чем в остальной Грузии, а курс несколько завышен. Впрочем, без особого криминала.



8. В Степанцминде можно остановиться на денек-другой, сходить к самой знаменитой достопримечательности этих мест - церкви Святой Троицы и вообще погулять от души. Но в нашем случае всё тот же моросящий дождик несколько поменял наши планы, поэтому все прогулки мы оставили на обратный путь.



9. Сразу за Степанцминдой дорога начинает идти вверх, постепенно поднимаясь на Крестовый перевал - высшую точку Военно-Грузинской дороги.



10. Поначалу это малозаметно, лишь пейзажи становятся всё более интересными.





11. Несмотря на дождь, в этом месте мы провели почти полчаса. Невероятная смесь гор, долины, реки и домиков на противоположном берегу никак не хотела меня отпускать.





12. Местные дальнобои солидарны со мной и тоже встали насладиться видом. Вообще, Камаз на серпантине - это зло. Обогнать его без нарушения парвил практически нереально, ведь зон для обгона очень мало, а ползёт это чудо в горку 20 километров в час. Поэтому в Грузии в таких ситуциях на разметку никто не смотрит и обгоняет где придётся - это нормально.



13. Чем дальше в гору - тем заметнее подъём, термометр в машине каждые пару минут теряет по градусу: при въезде в Дарьяльское ущелье он показывал 22, в Степанцминде 16, а сейчас уже опустился меньше 10. Кстати, на примере этой фотографии должен отметить быстроту работы грузинских дорожников: если присмотреться, то видно, что в левой части кадра делают новый мост. Когда я проезжал здесь обратно через 2 недели - мост уже был полностью готов.



14. Начинают проступать заснеженные вершины, сверху снег может лежать даже летом.



15. Высшая точка дороги - Крестовый перевал, 2400 метров над уровнем моря. Тут я чуть не лишился своего айфона: вылез из машины поснимать, в этот момент дождь резко усилился и я рванул обратно. Уже в салоне понял, что чего-то не хватает и бросился обратно. В итоге нашёл его в одной из луж. Никому, кстати, 6S Plus не нужен? Не бит, не крашен, без пробега по РФ.



16. На Военно-Грузинской дороге очень много тоннелей. Правда, в большинстве случаев, рядом с ними идёт дорога - и в тёплые месяцы все машины едут сбоку от тоннеля, а не в нём. Это связано с тем, что большинство тоннелей не освещены и используются лишь зимой, когда боковую дорогу заметает чуть более, чем полностью.



17. Одна из самых знаменитых и попсовых точек дороги - арка Дружбы Народов оказалась на реставрации, так что облом-с.



18. Но если проехать чуть дальше, то откроется не менее прекрасный вид на ущелье и искусственное озеро снизу.



19. Подъезжаем к ещё одному крупному населенному пункту - Гудаури. Сейчас это место стало очень модным, ведь здесь построили горнолыжный курорт, поэтому отели растут как грибы после дождя. Зимой здесь случилось ЧП - один из подъемников взбесился и включился в режим реверса, в итоге люди с него летели как куклы и только по счастливой случайности никто не погиб. Видео этого инцидента предостаточно в сети, но аккуратнее, впечатлительным лучше не смотреть.

В мае в Гудаури тишь да спокойствие. Мы без особых проблем сняли в отличном отеле Tzar Bani номер чуть больше, чем за 1000 рублей и с утра отправились дальше в Тбилиси. Тем более, наконец-то грузинская погода решила нам улыбнуться.





20. После Гудаури начинается затяжной спуск и природа делает обратный финт ушами: с каждым километром деревья по краям дороги становятся всё зеленее, а температура всё выше. Во время спуска я почти не нажимаю на газ и умиляюсь от среднего расхода в 3 литра на сотню. Эх, всегда бы так. Главное, чтобы фура по пути не попалась.



21. Пейзажи здесь по-прежнему чертовски хороши. Кстати, белая полоска в левой части кадра - это водопад. Здесь столько красивых мест, что через некоторое время ты начинаешь воспринимать всё это как само собой разумеющееся.



22. Через некоторое время дорожка становится прямее, нога начинает давить на газ всё сильнее, средний расход возвращается ко вполне привычным показателям. По краям дороги мелькают бесконечные населенные пункты, а бараны и коровы становятся всё более наглыми и любопытными. По пути заскакиваем в крепость Ананури, ходим там 10 минут, но в итоге уезжаем в полнейшем разочаровании - там нереальные толпы туристов и ничего особенно интересного.



23. Уже ближе к Тбилиси можно уделить немного времени на осмотр Жинвальского водохранилища. Оно обеспечивает водой Тбилиси и Мцхету, а еще здесь просто красиво.



24. Отсюда до Тбилиси остаётся около 50 километров практически по прямой, так что пролетают они совсем незаметно и быстро. Теперь можно быстро заселиться в снятую квартиру и отправляться гулять!




Подписаться на обновления блога

дороги, Грузия, полезности

Previous post Next post
Up