Почему существует разница между мистикой и таинством (мистерией )?

Mar 10, 2012 20:04

В 6м веке до н.э, культ Двенадцати богов, который воплощал в себе высокие добродетели тех, кто имел благородное происхождение, (согласно эпосам это были храбрость, мужество,смелость, хитрость и сила), также как и слишком формальная, светская, гражданская религия, стали объектом жесткой философской критики (Ксенофан, Досократики, Софисты). Тем самым был проложен путь для прихода Христа!

Слева "Орфей и животные", римская мозаика, находится в Национальном музее Палермо. Псалмопевец Орфей
напоминает нам Псалмовеца нашей Церкви Давида!... Справа. Давид играет на лире - олицетворение мелодии. Миниатюра из Византийского Псалтыря 10 века.

Параллельно, появились три большие течения "альтернативной" религиозности, которые сочетали в себе элементы таинственности, энтузиазма, зкстаза и исцеления. Первое из них было дионисийским культом.

- Что же представлял из себя микенский бог Дионис?
- Микенский бог Дионис был хтоническим божеством (демон растительности), которого небесно-олимпийская религия благородных, в геометрический период, задвинула на задний план. В 6м и 5м веке до н.э он предстал в ином свете и вышел на первый план как сын Зевса и Семелы. Как Бог растительности и пьянства (Вакх), связывался с оргиастическими обрядами и экстатическими танцами, свойственными фракийско-фригийским развлечениям, о которых и по сей день спорят исследователи древнегреческой истории и мифологии.
Следует также упомянуть, что в таинственных ритуалах дионисийского культа выделялись экстатичные группы менад (Вакханки) и сатиры со всеми составляющими распутной жизни.
- кем были менады?
- менады - женщины, которые во время торжественных празднований, бродили по горам и лесам, в приступах священной ярости. Разорвали голыми руками Диониса, когда он превреатился в животное, и съели. Этот акт походил на убийство Бога титанами и наполнял культ мистической силой.


Слева: "Сошествие в ад" Орфея. Справа: "Сошествие в ад" Иисуса.

Центры дионисийского культа и орфизм

Центрами культа Диониса были земледельческие районы Беотии, Аргос и Фивы. В Афинах, классического периода, широко праздновались большие дионисийские праздники (Дионисии великие и Дионисии малые, Антестерии,Леней
 Дионис также был провозглашен покровителем вина и театра.
Другое мистическое течение, орфизм, появилось с подачи той же мифологической традиции что и Дионисиский культ.
Орфей пришел из Фракии и обладал способностью очаровывать не только людей, но и животных звучанием своей лиры.
Спускался в ад (1), чтобы освободить свою возлюбленную Эвридику (2),что ему не удалось и в конце концев он
погиб, будучи расчлененным фракийскими женщинами. Гимны и пророчества, которые приписывались Орфею, начиная с
шестого века до н.э. послужили основой для взращивания богатой орфической литературы, в контексте которой была
сделана попытка пересмотреть мифы, связанные с дионисийскими событиями.
Дионис Загрей, сын Зевса и Персефоны, был взят в плен, расчленен и съеден Титанами, по поручению Геры. Чтобы
отомстить за ужасное преступление, Зевс поразил Титанов и из их пепла создал человека двойственного: тело  крепкое, лукавое и смертное, а душа - божественный, дионисийский, бессмертный элемент, который заточен в темницу материи.(3)
Цель орфической жизни была в освобождении заточенной души для ее последующего возвращения в царство небесное.
Для этого, орфики применяли ряд аскетических методов (воздержание, пост, вегетарианство) и очистительных ритуалов, одновременно полностью отказавшись от кровавых жертвоприношений. Идеи, которые впервые выразили орфики (дуализм, возвеличивание духовного элемента и одновременная демонизация физического существования, надежда на искупление после смерти), послужили фундаментом для дальнейшего развития основных духовных течений, таких как пифагоризм, платонизм,стоицизм, неоплатонизм, гностицизм.

Элевсинские мистерии

Третий вид древнегреческого мистицизма связан с Элевсинскими мистериями. Они являлись продолжением догреческих
земледельческих празднований, связанных с царицей подземного мира, Ферсефассой. Позднее, когда Деметра и
Кора поселились на Фриасийской равнине, они установили культ древней богини и сделали ее богиней растительности
и пшеницы. Таким образом, ритуалы связанные с плодородием, были связаны с мифом похищения Коры-Персефоны Плутоном и странствиями Богини в поисках ее.
Следует подчеркнуть то факт, что элевсинские обряды включали и Малые мистерии, которые проводились каждый год, и большие праздники, которые проводились каждые четыре года. Сценарий разыгрывался вокруг символической смерти и захоронения последователя, для возрождения в другой жизни, где нет страданий и горя, на примере зерна пшеницы, которое закапывали в землю с расчетом, что оно прорастет и даст богатый урожай. Кульминацией процесса иницииации было приобретение тайных знаний через посвященного мистика.
Хотя все детали были покрыты завесой тайны, количество инициированных стало рости, особенно со времен Солона, когда Афины получили под свой контроль Элевсину. К концу 5 века до.н.э, право участия, которое ранее ограничивалось только афинянами, было дано всем эллинам, и в эллинистический период, в Элевсине, сосредоточились мистики со всех уголков Средиземноморья.
Не забудем также сказать, что политеизм древних греков характеризуется взаимосвязью божественных лиц с отдельными физическими реалиями (небо, земля, море, леса, реки), человеческими ситуациями и занятиями (любовь, война, здоровье, професии), также с функциями, связанными с жизненным циклом (растительность, плодородие). И поэтому, в данном случае речь идет об одной из форм космикратической религии,  направленной на поддержание естественного порядка и гармонии, которая отображала и копировала человеское общество.
Короче говоря, даже боги не могли отклоняться от мирского (Потребность), а те, смертные, которые сомневались в этом, совершали богохульство и заслуживали возмездие с трагическими последствиями. Древнегреческие мистические течения, в свою очередь, стремились возвысить человека до уровня божества и осмеливались обещать бессмертие.

Индивидуальный характер религиозного опыта, приоритет нематериального, духовного в человеке, а также стремление подняться над физическим миром и социальными ограничениями, были теми элементами, которые обозначили реальную смену парадигмы в древней религиозности и заложили основание для развития Эллинистического периода и Пришествия Христа на землю.

Таинства нашей Церкви

Под конец, вспомним некоторые таинства нашей Церкви, которые не имеют никакой связи с так называемой мистикой:
В церкви, таинство - это священное действие, через которое Божественная благодать таинственным образом передается верующим. Так например, через таинство крещения, человек освобождается от первородного греха. Через таинство брака происходит психосоматическое соединение мужчины и женщины. Также, таинство - это все то, что неподвластно человеческому разуму и выходит за рамки логики и физических законов. В таинствах присутствует невидимая Божественная благодать и видимые атрибуты (в значительной мере).Таинства проводятся священниками.
Совершение таинства невидимо и происходит в Господе. Поэтому осуществление таинства не имеет ничего общего с моральным статусом священника, не зависит от него и не зависит от веры священника.
Таинств Церкви семь и разделяются они на обязательные (Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие) и по желанию
Священство, Брак, Соборование). Крещение, Миропомазание и священство осуществляются один раз и не повторяются.
Остальные повторяются.
Католики принимают семь таинств, но с множеством изменений. Протестанты принимают только Крещение и
Евхаристию.
В древние времена, в храмах проходили священные представления на сюжеты из Библии, апокрифических евангелий и
жития святых. В Салониках такие представления происходили в Храме Софии до 1429 года.

Примечания:
1. Вспомните Сошествие в Ад Иисуса!... В действительности много общего!...
2. Евридики. Нимфа греческой мифологии, из группы дриад. Была супругой знаменитого певца Орфея. В Евридику также был влюблен пастух Аристеас (сын Аполлона) и однажды, когда нимфа убегала от его любовных преследований, ее укусила ядовитая змея, прятавшаяся в зарослях. Укус был смертелен. Орфей, безутешный от смерти возлюбленной, решил спуститься в ад и попытаться вернуть ее к жизни. Мелодичной песней и игрой на своей лире ему удалось очаровать Плутона и Персефону, которые согласились вернуть ему Евридику, с условием, что он не обернется, чтобы взглянуть на нее во время их пути, пока не выйдут они на свет или, согласно мифу, не дойдут до дома Орфея. Но Орфей не выдержал и, когда они приблизились к границе света с тьмой, повернулся посмотреть на свою жену. В тот же миг Гермес забрал Евридику и унес ее назад в Ад. Миф об Орфее и Эвридике вдохновил многих древних художников. Одной из самых известных работ является рельеф 5 века до.н.э, копия которого хранится в музее Неаполя в Италии. На нем изображен Орфей, Гермес и Эвридика в ту минуту, когда Гермес забирает ее для возвращения в Ад.
3. Почти то же самое не поддерживает наша Церковь, которая не признает триединство человеческой личности (тело, душу и дух), но двуединство (тело и душа), где душа отождествляется с духом.

 С веб сайта господина Ангелоса Саккетоса

история, greece, мифы, церковь, history, Греция, philosophy, философия

Previous post Next post
Up