Древняя Греция и шаманизм

Dec 01, 2011 19:24



Греческие шаманы
Душа наиболее активна, когда тело спит. Или же, как говаривал Аристотель, когда находится на месте смерти. Это верование является важным элементом культуры шаманизма в Сибири по сей день, и было распространено на огромной территории, охватив всю Евразию, и от Скандинавии до Индонезии. Такая большая площадь распространения говорит о древности культа.
Шамана можно описать так: психически неуравновешенный человек, который принял вызов религиозной жизни. 
Результатом этого вызова является то, что шаман проходит период суровых физических нагрузок, который включает в себя изоляцию и пост, а также психологическое изменение пола. После такого религиозного "отступления", шаман выходит, приобретя некую реальную или предполагаемую силу, которая позволяет ему, по его собственному желанию, входить в состояние психического раздвоения личности.


Нахождение в таком состоянии не считается, по аналогии с современными медиумами или Пифеей, передачей своего 
тела инородному духу. А считается, что душа шамана покидает тело и путешествует в дальние места, чаще всего в 
мир духов. На самом деле, шаман может оказаться одновременно в разных местах, так как обладает подобной силой. 
Из подобных опытов шаман приобретает навыки предсказаний будущего/гадания, магической медицины и становится 
социально значимым, таким себе олицетворением сверх естественной мудрости.
В Скифии, возможно и во Фракии, эллины вступили в контакт с народами, которые, как говорил швейцарский ученый 
Меули, пострадали от культуры шаманизма.
Говорили, что прямо с севера прибыл Авар - всадник, и был настолько продвинут в искусстве поста, что мог вообще обходиться без человеской пищи. Он предсказывал землятресения, сочинял религиозные стихи и научил 
поклоняться Богу севера, которого эллины называли гиперборейским Аполлоном. По велению этого Аполлона, Аристей, эллин с Мраморного моря, "ходил" на Север и вернувшись описал все необычное, что с ним случилось в поэме. Неясно было ли путешествие Аристея совершено физически или духовно, но модель  "прогулки" северных шаманов налицо. Приобрел он шаманские способности каталепсии и нахождения в двух местах одновременно. Душа его, в виде птицы, могла, по его желанию, покинуть тело. Умер или заснул у себя на родине, но появился в Кизике. через несколько лет появился снова на дальнем западе. (Аристей из Проконнеса ). 
Таким же даром обладал и другой азиатский грек Гермотим из Клазомен, чья душа путешествовала из одного места в 
другое, наблюдая события в разных отдаленных местах, в то время как тело лежало дома.  
Та же схема повторяется во многих историях об Эпимениде, критском провидце, который очистил Афины от опасной 
заразы.
Эпименид происходил из Кносса и возможно это способствовало его большому авторитету. Человек, который вырос по сенью минойского дворца, мог обладать древней мудростью, тем более, что он еще и проспал 57 лет в пещере мистического критского бога.
Но все эти шаманы меркнут перед величайшим эллинским шаманом Пифагором. Он был тем человеком, которому 
Эмпедокл передал мудрость, собранную за десять или двадцать человеческих жизней. Он, как и Эпименид, ранее слышал о вере севера, что душа или дух ушедшего шамана может войти в живого шамана для усиления его силы и знаний. 
Точно также утверждал и Пифагор, ассоциируя себя с покойным шаманом Эрмотимом. Но, похоже, Пифагор расширил теорию далеко за ее первоначально узкие рамки. Он создал некий религиозный орден, сообщество мужчин и женщин, правила жизни которых определялись ожиданием будущей жизни. 
Через столетие приблизительно после его смерти, пошли распространяться истории, которые рассказывали как он останавливал ветер с помощью своей магии, как вернул к жизни одну женщину, которая уже не дышала, и как исчез физически из нашего мира смертных и стал богом.
Учитывая все это, видим, что фрагменты Эмпедокла и являются для нас единственным прямым источником  для формирования какого-либо представления о том, каким был греческий шаман.
Но есть и Орфей. Родина Орфея Фракия, где он поклонялся богу. которого эллины отождествляли с Аполлоном. 
Совмещал профессии поэта, мага и религиозного учителя. Как некоторые мифические шаманы Сибири, мог свой музыкой собрать птиц и диких животных, которые его с удовольствием слушали. Как и все шаманы, посетил присподню, и мотив его характерен для шаманов - чтобы восстановить украденную душу. 
Орфей - фракийская форма шамана, который очень схож с Залмоксисом - мифический шаман или же стандарт шамана.
Итак, мы видим, как контакт с шаманистскими верованиями и практиками смог привнести такому вдумчивому народу, как древние греки,основные элементы подобной психологии, такие как восприятие внетелесных путешествий во время сна  или каталепсии для оттачивания отличия души и тела, как шаманистское "отступление" смогло послужить моделью сознательных практик, таких как воздержание и психические испытания, как истории исчезновения и появления шаманов могли укрепить веру в нерушимое магическое ии демоническое эго, и как переселение магических сил или духов умерших шаманов в живых могло быть обобщено в теорию реинкарнации.
Понятие катарсиса не было чем то новым как видели ранее, это было ключевым занятием в архаичесую эпоху. Но в рамках новой парадигмы веры, катарсис приобрел новое содержание и актуальность. Человек должен быть очищен не только от определенной грязи, но и, по возможности,  от всякой плотской скверны. Целомудрие, а не справедливость, теперь стало основным для спасения. И, поскольку, то, что необходимо чистить являлось магическим, то и методы очистки, логически, могли быть только магическими. Эти методы могли полностью состоять из ритуалов, судя по орфическим книгам, который Платон раскритиковал за неэтическое содержание.

Продолжение следует...

история, greece, мифы, мистика, history, Греция, philosophy, эзотерика, mystic, философия

Previous post Next post
Up