Белорусская команда уже в пятый раз примет участие в знаменитом ралли-марафоне «ДАКАР». Он стартует в аргентинской столице 2 января будущего года. Спортивные автомобили раллийной дружины Минского автозавода уже отбыли паромом из Франции в Аргентину. Накануне католического Рождества на южноамериканский континент отправятся и сами спортсмены.
Новый мотор - новый автомобиль Предстоящий «Дакар» примечателен тем, что с 2016 года объем двигателей спортивных грузовиков не должен превышать 16,5 литра - этой планке явно не соответствовали более «объемные» моторы, использовавшиеся и белорусской командой «МАЗ-СПОРТавто», и российской «КАМАЗ-мастер». Многократный победитель «Дакара» из Набережных Челнов работу по созданию автомобилей с новыми двигателями провел в 2014 году, поэтому на старт ралли-марафона «Дакар - 2015» «КАМАЗы» отправились уже с моторами Liebherr объемом 16,2 литра.
Вопрос с созданием новых двигателей, соответствующих регламенту ASO, для спортивных автомобилей белорусской команды решился в 2015-м. И в сентябре нынешнего года первый из «регламентных» силовых агрегатов прибыл в Минск.
Фото предоставлены командой "МАЗ-СПОРТавто"
Это 930-сильный двигатель с крутящим моментом 4200 Нм. Он создан на базе мотора Caterpillar технологическим центром Buggyra чешской компании Gyrtech Power Systems специально для белорусской команды. Сразу скажу, что организаторы «Дакара», учитывая тяжелую экономическую ситуацию в мире, разрешили командам в 2016 году в последний раз участвовать в ралли-марафоне на автомобилях, двигатели которых по объему превышают установленный регламентом предел. При этом хотя бы на один спортивный автомобиль команды обязательно должен быть установлен силовой агрегат с объемом до 16,5 литров. В связи решением, принятым организаторами гонки, «МАЗ-СПОРТавто» будет участвовать на «Дакаре-2016» одним совершенно новым и двумя «старыми» автомобилями, с прежними двигателями, уже принимавшими участие в «Дакарах».
Новый автомобиль под «кодовым названием» шасси № 4 на предстоящий старт отправится в качестве «быстрой технички». Его задача - обеспечивать техническую поддержку основных экипажей. На «быстрой техничке» поедут пилот Владимир Василевский (он, напомню, дебютировал на «Дакаре» в нынешнем году), штурман Дмитрий Вихренко и механик Алексей Неверович.
Сборка этого автомобиля завершилась буквально накануне отправки машин на «Дакар». В преддверии отъезда представители Gyrtech Power Systems произвели настройку системы телеметрии, программы электронного блока двигателя и запуск силового агрегата. Специалисты из Чехии прибыли в белорусскую столицу вечером 12 ноября. И к утру 14 ноября все работы с мотором и его системами были завершены.
Через день, 16 ноября, спортивная техника покинула заводские ворота и отправилась во французский Гавр, где ей предстояли первые технические проверки и погрузка на паром.
Остальные два «боевых» автомобиля были доработаны с учетом опыта участия команды в предыдущих ралли-марафонах. Не один год прослужившие верой и правдой тутаевский и ярославский моторы, к «Дакару-2016» по традиции прошли диагностику, ремонт и настройку необходимых параметров на «родных» заводах. И по возвращении в Беларусь были установлены на машины. На этих «проверенных» автомобилях, которые в команде называют шасси № 1 и шасси № 2, как раз и поедут основные экипажи «МАЗ-СПОРТавто».
На первом из них - экипаж в составе пилота Александра Василевского, штурмана Валерия Козловского и механика Антона Запорощенко. «Боевое» трио второго автомобиля - также неизменно: пилот Сергей Вязович, штурман Павел Гаранин, механик - Андрей Жигулин.
К предстоящему «Дакару» приведен в соответствие с новым, более жестким требованием регламента ход подвески всех «боевых» автомобилей. Сегодня он не должен превышать 300 миллиметров (прежде допускалось превышение до 10 процентов). Изменены точки крепления ремней ограничения хода подвески, на двух автомобилях применены рессоры с измененными характеристиками. Кроме того, на спортивные грузовики команды установлены радиаторы охлаждения масла ГУР. На автомобиле Александра Василевского благодаря новому расположению топливного бака улучшена развесовка по осям: она теперь -- 55 на 45 процентов.
Тренировки в Аргентине и «лекарство» от «горной» болезни В Южной Америке техника участникам «Дакара» будет выдана организаторами гонки 29-30 декабря. После получения машин в порту у белорусской команды остается буквально пару дней до торжественной церемонии старта гонки 2 января 2016-го. После более 9000 километров и 14-дневного пути финиширует пелетон также в аргентинском городе -- Росарио.
Несколько дней до главного старта сезона наши спортсмены рассчитывают провести с пользой: решается вопрос о проведении тестовых тренировок в районе Буэнос-Айреса. Затем - диагностика и устранение всех выявленных неисправностей и, конечно же, прохождение завершающих подготовительный этап административно-технических проверок, которые в классе грузовиков (Т4) намечены на последний день уходящего года.
Тренировки самих спортсменов прошли в нынешнем году традиционно для белорусской команды: то есть, во время этапов Чемпионата России по ралли-рейдам и бахе «Беларусь». Кроме того, в апреле, после «Золота Кагана», нашим дакаровцам удалось провести тренировочный сбор. В течение нескольких дней в песках под Астраханью совершенствовали мастерство и основные экипажи, и молодежь команды «МАЗ-СПОРТавто». Были и выезды на проведение тестов автомобилей, тренировки в Беларуси.
До вылета в Аргентину спортсмены также пройдут высокогорную подготовку на базе «Минск-Арены». Не секрет, что разреженный воздух и изменение атмосферного давления высоко в горах очень сильно сказывается на самочувствии человека. Непривычный к таким условиям организм реагирует «горной» болезнью. Сначала у человека проявляется сильная сонливость, повышенная утомляемость, а дальше проблемы могут быть гораздо серьезнее. Специальная подготовка в искусственно созданных условиях позволит белорусским экипажам адаптироваться к изменениям давления и уровня содержания кислорода, которое существует в высокогорье. Влияние этого фактора уже не будет таким серьезным. А на «Дакаре-2016» он, к слову, будет иметь большое - как никогда -- значение.
Вместо песка - горы?.. С того момента, как в 2009 году ралли-марафон «Дакар» перебрался на Южно-американский континент, Чили с ее знаменитой и коварной пустыней Атакама занимала в гонке одно из центральных мест. Но в этот раз страна гонку пропустит. Из-за серии наводнений нынешней весной больше всего пострадал как раз северный регион страны - традиционное место проведения ралли-рейда.
Поэтому в 2016 году «Дакар» пройдет по территории только двух стран - Аргентины и Боливии. Это, конечно, скажется на особенностях маршрута. Песков будет мало - но зато сразу пять дней (почти треть маршрута) участники гонки проведут высоко в горах. Ожидается также, что спецучастки в большинстве своем будут скоростными. Быстрые пилоты с опытом участия в классическом ралли, как, например, мазовский пилот Сергей Вязович, будут иметь здесь явное преимущество… Но соперники в грузовом классе у наших ребят собрались сильные, подготовленные…
Прежде всего, это команда «КАМАЗ-мастер». На «Дакар-2016» россияне выставляют четыре «боевых» экипажа: №500 Айрат Мардеев -- Айдар Беляев -- Дмитрий Свистунов; №502 Эдуард Николаев -- Евгений Яковлев -- Владимир Рыбаков; №504 Андрей Каргинов -- Андрей Мокеев -- Игорь Леонов; №508 Дмитрий Сотников -- Игорь Девяткин -- Руслан Ахмадеев.
По информации пресс-службы знаменитой российской команды, к «Дакару» «КАМАЗ-мастер» провел работу с двигателем: немного увеличена мощность, крутящий момент. В подвеске изменили характеристики рессор и амортизаторов. С учетом предстоящих высокогорных испытаний серьезные изменения претерпела тормозная система: в этом году для тормозных накладок был использован новый материал, который, как выразил надежду руководитель команды Владимир Чагин, «позволит тормозам работать более стабильно».
Нельзя списывать со счетов и быстрого пилота казахстанской команды Astana Motorsports Артура Ардавичуса - «бронзового» призера «Дакара-2012». В последние годы его буквально преследовали неудачи: в 2013-м из-за отказа двигателя его «КАМАЗа» Артур покинул гонку. Затем пересел на Tatra. Но новая машина оказалась слишком «сырой», и показать высокий результат все время мешали технические проблемы.
В этот раз Артур Ардавичус снова едет на Tatra, которая, хочется верить, избавилась от «детских болезней». Вместе с ним в кабине будут штурман Игнат Фальков и механик из чешской команды-партнера Astana Motorsports --Bonver Dakar Project.
Свои команды в классе Т4, как ожидается, представят также IVECO, MAN, RENAULT, GINAF, TATRA, LIAZ.
Перед белорусской командой ставится задача - войти в тройку лидеров гонки хотя бы одним экипажем. Задача более чем амбициозная, хотя белорусы на «Дакаре» - уже не новички. Это значит -- ожидаем острую, тяжелую и захватывающую борьбу. И желаем огромной удачи белорусским спортсменам!
Опубликовано в "Мире тяжелых моторов"