ПикОил

Apr 04, 2015 19:25

Кусок отличной (подробной и доступной) статьи о давно пройденном "пике добычи нефти".
Цифры и цены актуальны на 2011 год, но суть и прогнозы точны и сейчас.
...Теперь немного о том, почему нам нужна нефть и что она делает. Это, вроде бы, элементарный вопрос - "чтобы ездить на машинах". Еще из нефти делают очень много много химических продуктов, хотя данный аспект не так важен (если не сжигать столько нефти в виде транспортного топлива, нефти для нефтехимии будет более чем достаточно, особенно учитывая тот факт, что многие продукты нефтехимии опять же используются транспортной индустрией - шины для машин, битум для дорог и т.п, хотя пикойл безусловно ударит и по химической промышленности). Вот картинка, которая показывает, что мы из нефти делаем, и как ее тратим.


Почти вся нефть уходит для транспортировки, а часть мы сжигаем ради тепла (а некоторые страны, например Саудовская Аравия, все еще сжигают нефть для производства электричества).
Преимущество нефти заключается в том, что она содержит много энергии в маленьком объеме (энергетическая плотность). Вы можете самостоятельно посмотреть цифры в удобном для вас формате - в барреле нефти 6 гигаджоулей или 1667 кВт/часов (баррель - 158.9 литра). Для того, чтобы понять, насколько это много энергии, надо перевести это в физический человеческий труд. Один час физического труда человека обычно оценивается в 100 ватт. Другими словами в одном барреле нефти - 2083 трудодня (исходя из 8 часов работы в день без выходных). Есть и другие оценки, но, самая популярная цифра, что один баррель содержит 12.5 лет человеческой работы, если исходить из 40-часовой рабочей недели (то есть с двумя выходными).
Один баррель нефти стоит сейчас 120 долларов. Вы не сможете найти ни одного человека, китайца, гастарбайтера, зэка, который сможет проработать 12 лет за 120 долларов. Стандарты ООН для супербедности - это потребление 2-х и менее долларов в день (почти полностью на еду). 2 месяца и ваш бедняк потратил 120 долларов. Такая безумная дешевизна нефти в плане работы не что-то абстрактное, это та причина, по которой мы сейчас можем есть курицу когда хотим (в традиционном сельском хозяйстве курица была деликатесом и ели курицу не чаще чем один или два раза в месяц).
Современное сельское хозяйство тратит 10 калорий энергии (в основном нефтепродуктов) на 1 калорию еды. Сюда входит дизтопливо для тракторов и комбайнов, бензин для транспортировки, пластик для упаковки и температурный режим (холодильники, которые требуют электричества, которое для автомобильных и судовых рефрижераторов производит дизельный генератор). Так же очень энергоемкими является производство удобрений (требуют гигантских объемов газа), а в некоторых регионах и ирригация (подкачка воды).
Возьмите такую вещь, как зерно. Килограмм зерна стоит сейчас 5 рублей (округленно). Вы можете себе представить человека, который выращивает зерно без использования техники? Это практически нереально. Вернее, выращивание зерна без техники осуществимо, и этим занималось человечество много тысяч лет, однако это требует колоссального вовлечения огромного количества людей, чтобы можно было прокормить себя и продать небольшие остатки кому-то еще. Голод, как регулярное и повторяющееся событие, ушло из жизни развитых стран только тогда, когда началась механизация сельского хозяйства. Теперь вместо людей работает та самая нефть.
Когда зерновые дорожают, то многие люди очень странно реагируют - "Ну и черт с ним, я хлеба и так почти не ем". Однако зерновые есть практически во всех продуктах, вплоть до молока. Есть такое понятие - FCR - feed conversion ratio. Это показатель того, сколько килограммов комбикорма требуется, чтобы животное увеличило свой вес на 1 килограмм. У курицы это примерно 3 (нужно скормить три килограмма зерна, чтобы получить 1 килограмм мяса). У говядины это 7. Здесь есть свою ньюансы, потому что есть некоторые способы производства, которые минимизируют или даже полностью исключают необходимость зерна, однако они являются уделом энтузиастов и частных хозяйств, а не крупных агрохолдингов, которые и поставляют большую часть продуктов нам (см. CAFO). После того, как вы посчитаете, сколько курицы, свинины и говядины вы съели (или колбаски, паштетов и сосисок), выяснится, что вы лопаете пшеницу, кукурузу и сою практически мешками. Курицу за 87 рублей кг можно вырастить только на птицефабрике, а птицефабрика (где от нескольких сотен тысяч до миллионов куриц) может существовать только есть много дешевого зерна, а дешевое зерно может существовать только если есть дешевая нефть. Вы почти в прямом смысле "питаемся нефтью".
Даже если производство чего либо почти не требует нефти, транспортировка и хранение потребляет энергию. Обратите внимание на то, какие дешевые апельсины в магазинах (50-60 рублей за килограмм, а иногда и дешевле). Это возможно только потому, что перевозка фуры оранжевых из Испании или Турции стоит относительно недорого. Если бы апельсины пришлось нести вручную, на вьючных животных или еще как - то мы бы вернулись к тому времени, когда апельсины в России потребляли только дворяне, да монахи, у которых была собственная оранжерея (теплица).
Но все это (сельское хозяйство, транспортировка и даже отопление мазутом) это то, что можно назвать "полезной работой нефти". Есть еще и "бесполезная работа нефти" (разграничение искусственное и оценочное).
Вася П живет в пятиэтажке. Он садится на автобус и едет пять остановок на автобусе до своего завода, где он точит деталь. Джон Д. живет в частном доме в пригороде Обамавилля. Он ездит на завод, который находится в 30 километрах, на своей машине. Там он точит деталь, такую же, как и Вася П.
Когда сравнивают производство по разным параметрам, то никто не смотрит на то, где живут работники, и сколько бензина они сжигают для того, чтобы туда добраться. Или как близко у них магазин к дому. Если я вас убедил в том, что есть польза думать о нефти, как о работе, которую люди НЕ ДЕЛАЮТ, то посмотрите на эту картинку



Римские рабы несут на руках свою госпожу. Джон Д в своем пикапе - это тысячи рабов, которые его каждый день носят на 60 километров. Если нефть дорожает, то можно отказаться от некоторых видов деятельности, которые требуют нефть. К примеру, катании на джетски. Однако от других видов деятельности отказаться нельзя или сложно. Должен же Джон как-то добираться до работы? Ну не на велосипеде же. Джон кооперируется с другом, но все равно на бензин уходит слишком много денег. Так много, что работать смысла уже нет. И Джон увольняется, чтобы найти работу поближе. Но его пригород так по-дурацки построен, что до магазина ехать 10 минут. Джон не один, рядом с ним такие же бедолаги. Не все работают на заводах, если и бизнесмены. Джейк Т имеет свой кинотеатр. В который раньше приезжали на своих автомобилях люди из всей округи. Но теперь они тратят много денег на бензин, поэтому думают лишний раз, а ехать ли мне в кинотеатр или с торрента скачать. Плюс, после того, как бензин стал в разы дороже, свободных денег у всех поубавилось.
Некоторые страны (в главную очередь США) обустроили свою жизнь таким образом, что они сжигают огромное количество нефти совершенно бессмысленно. Не чтобы привести мешок картошки на базар, а чтобы привести свою задницу до магазина, где продается картошка. У этих людей нет выбора. Они живут в своем доме, вокруг которого ничего нет, кроме других домов. Работа, магазины, рестораны, все требует минимум 15 минут езды на автомобиле, а то и получаса. Что им делать? Дом продать невозможно - никто его не хочет. Да и в этот дом столько вложено - материалы, коммуникации, прекрасные дороги. Бросить и переехать ближе? Но куда? Возле завода нет ни одного дома. Если хочешь поселиться рядом, надо построить дом. Что опять же ТРЕБУЕТ ЭНЕРГИИ. Это то, что Джим Кюнстлер называет "самой неудачной инвестицией за историю человечества", систему пригородов, которая потребляет кучу энергии, не принося ничего особого взамен. И все это (если он прав) придется бросить, как в СССР бросили заводы, военные городки и полярные поселки, потому что поддержание их жизнедеятельности требует постоянное вливание денег и энергии .

Теперь немного о автомобилях и о том, как пикойл заставляет посмотреть на мир чуть-чуть иначе. Как вы уже помните, на нефти завязано сельское хозяйство, транспорт, но есть и масса других взаимосвязей, например между нефтью и финансовой сферой (к примеру, банками). Например, спекуляция на нефтяных ценах может быть источником доходов (вне зависимости от того, столько нефти), и спекулятивное повышение цены имеет весьма реальное влияние на экономику, даже если этой нефти не становится меньше. Нефтедобыча сама по себе является очень капиталоемким предприятием и в случае проблем с финансовым сектором - к примеру гиперинфляция, нефтедобыча может падать просто потому, что нет возможности взять долгосрочный кредит, чтобы купить буровые. Точно так же сельское хозяйство (крупный агробизнес) связанно с финансовой сферой. Есть взаимосвязь финансовой сферы, сельского хозяйства, нефтедобычи с социальной стабильностью - люди будут недовольны, если банки начнут лопаться, еды не станет (или она подорожает), а у бензоколонок начнутся очереди (или правительство начнет опять требовать что-то с автомобилистов). Социальные протесты, в свою очередь, легко могут привести к тому, что банки закроются или нефтепродукты перестанут продавать.
Те, кто читают этот блог постоянно, помнят мой совет иметь дома запас еды, которая не портится (купите риса). Я не помню, сказал ли это Нассим Талеб, или я переиначил его высказывание на еду - но это следующее высказывание. "Когда я говорю людям, имейте запас еды, они говорят, что ожидаю голод и крутят у виска. Люди не понимают, что запас еды надо иметь именно потому что ты не ожидаешь голода." Мы все в своей жизни оказываемся неправы, и цена ошибок может быть очень велика. Если вы купили, допустим, мешок риса, и ничего не произошло, то вы ничего не потеряли - рис вы скушаете потом. Если вы не имеете запаса еды, и вдруг голод - тот тут ваши потери гораздо велики. То есть имея мешок риса и не имея голода, вы ничего не теряете, даже если не правы. Ваша неправота для вас совершенно бесплатна (или очень дешева). Однако если вы решили сыграть на бирже, ожидая резкого повышения, и оказались неправы, то цена вашей неправоты может оказаться очень велика (как и в случае с голодом без запасов) - в зависимости от того, сколько вы потратили денег.
Многих людей в пикойле интересуют темы связей, хеджирования, комплексных систем и так далее. К примеру Нассим Талеб (который не является пикойлером, насколько я знаю) и его идеи весьма популярны, а именно, что непредвиденные события имеют колоссальное влияние на человечество, а так же что такое эффективность и неэффективность. Одно из его любимых высказываний - "Природа обожает избыток". Человек может жить с одним легким и с одной почкой. "Ношение" второго легкого и второй почки требует от организма дополнительных затрат. Однако, если вам попало копье в почку и у вас их две - у вас есть шанс выжить. Если одна - то нет.
Существенной проблемой стало то, что бизнес начал заниматься "оптимизацией" и "эффективностью", считая, что это дает им только плюсы и никаких минусов. К примеру Just-In-Time системы. Раньше у завода был склад на который привозили комплектующие. И второй склад - на который складывались готовые продукты. Появление IT технологий позволило существенно сократить оба этих склада, а то и вовсе от них отказаться. Заказчик приходит к дилеру и заказывает что-то, допустим, автомобиль. Эта информация забивается в компьютер. Завод всю эту информацию собирает и анализирует - ага, во вторник к нам пришло 1208 заказа, из них столько-то одной модели, столько-то другой, столько-то третий. Эта информация тут же становится доступной каждому поставщику в необходимом для него виде. К примеру, доставить 617 бамперов такого-то типа к 6 утра вторника.
Большие склады связывали денежные средства завода, как напрямую (надо заранее закупить большое количество запчастей), так и косвенно (на сами склады). JIT системы позволяют эти средства экономить. Однако эта экономия не является бесплатной. Если вам нужно 215 запчастей А во вторник, а они не пришли, вы не можете выпустить 215 изделий, потому что у вас нет запчастей для них. Вы не можете найти так быстро другого производителя, потому что производство требудет времени. Если бы у вас был месячный или трехмесячный запас (как раньше) запчастей, то вы бы имели время отреагировать на ситуацию - а может быть это и не понадобилось бы, и поставщик сам бы решил проблемы за это время. JIT системы значительно сокращают ваш запас прочности. А в том, что касается продовольствия, так и вовсе опасно. Например все государства и армии стараются иметь больше запасы еды, медикаментов и боеприпасов. Последние десять лет вы тратили 10 снарядов в год и то на учебных стрельбах. Завтра вам может понадобиться 10 снарядов в минуту и никакая промышленность и логистические системы не сможет вам гарантировать своевременный подвоз. Все, что касается выживания, требует определенного избытка - "запаса прочности". Если вы отказываетесь от запаса прочности в обмен на деньги, вы рискуете преждевременно умереть.
Поэтому даже до наступления серьезного пикойла, можно было видеть массу событий, о которых писали пикойлеры. К примеру забастовка водителей грузовиков в Испании привела к тому, что опустели полки магазинов. Землетрясение и цунами в Японии остановило заводы в США. Арабские страны пали в пучину революций и беспорядков, несмотря на то, что нефти пока все еще очень много. И автомобильная промышленность начала скукоживаться еще до того, как бензоколонки опустели


К сожалению, на этом графике не видно, что уровень продаж в США стал таким же, как и в 70-х, то есть это не просто "ямка", это очень сильный откат. Помните, когда я говорил о том, как существует связь между нефтью, едой, капиталом и социальной стабильностью? Почему просели продажи? Капитал.
Вы часто можете услышать - мы придумаем электромобиль. Формально этого и не требуется. Автомобиль может работать на сжиженном газе. Это опробованная технология, она относительно безопасна. Электромобили, которые могут проехать пару сотен километров на заряде - это уже реальность. В городе больше и не надо. Однако ВНЕЗАПНО выяснилось, что автомобильная индустрия требует огромного количества капитала. У нас в России примерно 50% всех автомобилей покупается в кредит. У меня нет цифр по западу, но эта цифра еще больше. Если кредиты не берут, или их не дают, или условия кредита ужесточаются/растет процентная ставка, что происходит? Правильно, новых автомобилей продается меньше.
Что происходит дальше. Выясняется, что не только АвтоВАЗ требует господдержки. Господдержки требует и Крайслер, и Форд, и GM. Кто-то из них банкротится и их вытягивают напрямую, кому-то помогают через программу утилизации старого автомобиля, когда человеку дается несколько тысяч долларов, чтобы он свой старый автомобиль сдал в утиль, и купил новый. Идентичные программы существовали в Европе и Японии (и у нас).
Как насчет "зеленых" автомобилей? Зеленые автомобили получают субсидии и налоговые списания. В зависимости от страны, гибрид ли это, или zero-emission vehicle, эти субсидии достигают от 4 до 12 тысяч на автомобиль. То есть, чтобы продать 1 миллион таких автомобилей по этой схеме надо найти 4 миллиарда долларов субсидий в лучшем случае и 12 миллиардов в худшем. В некоторых американских штатах уже делают сравнения и спрашивают - зеленые автомобили это замечательно, но почему мы разного рода яппи-программистам и экомудакам с большой зарплатой выделяем больше денег, чтобы они смогли купить себе "зеленое авто", чем на образовательные программы для детей бедняков?
Наконец, не стоит забывать, что и дорожное строительство требует колоссальных денежных вливаний, в том числе и со стороны государства. Увеличение автомобильного парка на 1 автомобиль требует увеличения асфальтового покрытия, причем не на площадь самого автомобиля, а в разы большего (в десятки). Сейчас мы видим, что дома, построенные в советское время, очень неудобны для автомобилистов - там негде парковаться. Сейчас, если ты строишь что-то новое, тебе нужна либо большая площадь вокруг объекта, либо подземный паркинг. И то, и то, делает объект дороже, как для собственников, так и для остальных (количество доступной земли становится меньше). Даже за "бесплатную парковку" кто-то должен платить. Если вы автомобилист, то знаете, что бензин - это не самая главная статья расходов (если вы только не таксист). И, что если не вкладывать деньги в машину, она очень быстро приходит в негодное состояние. Все эти проблемы существуют вне зависимости от того, какой мотор внутри.
Ровно как проблема пикойла заключается не в том, что "нефть кончится", а сколько нефти можно добыть за год по экономически обоснованной цене, так и автомобильная проблема содержит гораздо больше нюансов, чем "чем нам заменить бензин и дизель".

Ссылка: http://davydov.blogspot.in/2011/03/blog-post_3310.html
Previous post Next post
Up