Автор книжной серии, Джордж Мартин, не раз говорил, что он создавал эти романы как «принципиально неэкранизируемые». Что позволило вам быть уверенными в успехе экранизации?
Д&Д: Наше полное и глубочайшее невежество.
Переживали ли вы из-за того, что незнакомые с сагой зрители могут растеряться при начале просмотра?
Д&Д: Да. Сначала боялись того, что никто не станет смотреть. Эти опасения рассеялись, но их место заняли другие - они имеют вид лютоволков и гонятся за нами по ночам.
Как вам работалось с HBO? Случалось ли такое, что вас лишали возможности снять то, что вам хотелось?
Д&Д: До сих пор не было ничего, что мы не смогли снять из-за разногласий на уровне руководства. А вот из-за нехватки финансов…
Вам не выделили нормального бюджета или для такого проекта просто не может быть достаточно денег?
Д&Д: В HBO были очень щедры, но денег на съемки никогда не хватает. Всегда существует это напряжение между продюсерами проекта и руководством канала: мы кричим «Еще!» - они орут «Нету!» Но по большому счету, мы свое «Еще!» получили, нам грех жаловаться.
Вам не кажется, что трансляции «Игры престолов» стали обязательным еженедельным пунктом даже в программе людей, далеких от жанра фэнтези?
Д&Д: Кажется. Но тут надо делать скидку на наш круг общения. Приятно встречаться с людьми, которые рассказывают, как им понравился сериал, несмотря на их равнодушие к фэнтези. Однако другие легко выветриваются из памяти, если говорят что-то вроде «Слушайте, мне фэнтези никогда не нравилось, но я посмотрел ваш сериал - и, блин!.. по-прежнему не нравится».
Поздравляем с 13 номинациями «Игры престолов» на Эмми. Вы не удивлены тем, насколько тепло сериал был принят Академией? Или это было неизбежно, с учетом восторженной реакции зрителей?
Беньофф: Спасибо. «Удивлены» - не то слово. «Потрясены». «В шоке». Я работал в нашем офисе, когда Дэн вдруг сказал: «Нас номинировали». Я сначала вообще не мог понять, о чем он. Думал, это он «Великолепную семерку» цитирует. («Тебя избрали?» - «Нет, но номинировали всерьез». [Главные герои фильма при этом обсуждают, попал ли в кого-нибудь из них выстрел.])
Вайс: Предыдущим вечером мы с друзьями заключили пари на то, что Игра не будет выдвинута на соискание премии за лучший драматический сериал. Я бы конечно не заключал это пари, если бы думал, что у нас есть хоть малейший шанс. Платить за ужин друзей в мои намерения вовсе не входило.
Что для вас важнее: номинация на Эмми за лучший сериал драматического жанра или за лучший сценарий к эпизоду?
Д&Д: С одной стороны, награда сериалу в целом, потому что это награда для всей команды, работавшей над ним - большого количества страстных и талантливых людей, трудившихся с нами бок о бок. С другой стороны, конечно, награда за сценарий, потому что мы все-таки в первую очередь сценаристы.
Многие поражены тем фактом, что Эмилия Кларк не заполучила номинацию на Эмми - хотя, честно говоря, в ее категории лучшей актрисы второго плана в этом году будет кровавая баня. Как вы считаете: почему ее потрясающее исполнение роли Дейенерис не было отмечено?
Беньофф: Думаю, новичкам это всегда тяжело: голосующие за номинантов просто еще не знают их имен. Но я бы на вашем месте не слишком беспокоился за Эмилию. Мы с Дэном давно будем на пенсии, всеми забытые, и за игрой в нарды станем хвастаться окружающим стариканам, как мы открыли Эмилию Кларк.
Вайс: По моему непредвзятому мнению, она заслуживала быть номинированной. Но у нее впереди еще много номинаций и побед. А в этом году… наиболее ярко ее игра проявилась в последних двух эпизодах. Может быть, для отбора уже было слишком поздно? Не знаю. И вообще: если бы я мог предугадывать и понимать поведение людских масс - стал бы я работать в Голливуде? Давно был бы биржевым магнатом, как Уоррен Баффет.
Расскажите про уроки, извлеченные из съемок первого сезона. Сценарий, концовки эпизодов, детали производства - всё, что вам пригодится для съемок второго.
Вайс: Самое главное, что мы для себя уяснили - необходимость строго планировать всё наперед, потому что иначе невозможно снять амбициозный сериал, не вылетев из бюджета. Мы не можем позволить себе разбазаривать драгоценные кадры, съемочные дни и литры кетчупа. Так что постараемся расписать съемочный процесс как можно дальше вперед, будем питаться подножным кормом, и всё у нас получится.
Беньофф: Выученные уроки первого сезона нам помогут, но второй сезон сам по себе сложнее. Больше персонажей, больше мест действия, больше драконов. Хотел бы я сказать, что мы встали на рельсы и спокойненько пыхтим вперед, но я до сих пор мечусь во сне и тревожно вскакиваю по ночам.
Вы выбрали Кэрис ван Хаутен на роль Мелисандры и звезду Skins Ханну Мюррей на роль Лилли. Что эти актрисы привнесут в свои роли? Чем они отличились на прослушиваниях?
Беньофф: В обоих случаях мы с Дэном переглядывались по окончании прослушивания и понимали: это она. Ханна придаст своей Лилли очаровательную надломленность - нечто присутствующее в тех девушках, которые были похищены, годами содержались взаперти, и под конец всерьез начинали верить, что маньяк-похититель - пророк и праведный человек. Ханна чувствует и демонстрирует это интуитивно; кроме того, ее Лилли милая, притягательная и вызывающая сочувствие.
Вайс: Нам очень понравился ее кастинг, ее игра захватывает с первой же секунды. Несколько лет назад мы случайно посмотрели эпизод из молодежного британского сериала Skins («Молокососы»), и Ханну там невозможно было не заметить. Собственно, Кэрис мы тоже всегда держали в уме - с тех пор, как увидели ее в «Черной книге» 5 лет назад.
Беньофф: Мелисандра - это сложная роль, и очень немногие актрисы соответствуют всем предъявляемым требованиям. Сногсшибательно красивая? Есть. Обаятельная и очень умная? Есть. Способна выглядеть зловещей и страшной, не играя при этом чистую злодейку? Есть. Мел в руках Кэрис будет как Леди Макбет и все три ведьмы в одном лице.
Вайс: Да, когда ты все это сейчас перечислил… Сложная роль. Не найди мы Кэрис, пришлось бы надевать рыжий парик на Лену Хиди.
Вы прекрасно знаете, что сериал много критиковали за так называемые «секспозиции» и вообще активное использование обнаженки. Как вам кажется: почему многие критики и зрители столь бурно реагировали на сцены с наготой - ведь в романах Джорджа их полно, а сериал все-таки на HBO выходит? Как учтете эту критику при съемках второго сезона?
Беньофф: Как учтем? Снимем 20-минутную сцену в борделе с дюжиной шлюх, тюремщиком Мордом, ослом и пчелиными сотами [- как завещал Тирион].
Вайс: Всегда есть и будут те, кто требует меньше секса, те, кто хочет больше секса, и те, кто жаждет увидеть секс в ванне, наполненной желе. Всех всё равно не удовлетворишь. Понимая это, в нынешнем сезоне мы постараемся удовлетворить тех, кому по душе ванна с желе.
Не находите ли вы, что, пишись Игра престолов не как роман, а как сценарий для телесериала, соблазн сохранить Неда/Шона Бина был бы слишком велик?
Вайс: Смерть Неда была одной из главных причин, побудивших нас снять эту историю. Его смерть была безусловным фактом с самого начала переговоров о съемках, а канал, который стал бы настаивать на сохранении ему жизни, просто показал бы нам, что мы ведем переговоры не с тем каналом. При общении с HBO этот вопрос даже не поднимался. Ни на одной из 10 тыщ встреч.
Второй сезон уже снимается. За десять эпизодов рассказать всё, изложенное в «Битве королей», будет непросто. С какими трудностями вы столкнулись при адаптации романа для сценария, насколько далеко отходите от книги?
Беньофф: Мы пока не готовы подробно распространяться на эту тему. Пусть зрители посмотрят и решат сами.
Во втором сезоне появляются такие любимые фэнами персонажи, как Мелисандра, Давос, Лилли, Аша/Яра, Станнис, Русе Болтон, Якен Хгар и другие. Для кого из них сцены писались легче всего?
Вайс: И не забудьте Бриенну! Гвендолин Кристи просто невероятная. Она великолепно воплощает одновременно уязвимость и силу, необходимые ее героине. И она серьезно тренировалась. Она вам покажет, на что способна!
Беньофф: Мы уже отсняли многие сцены с Теоном и Ярой (Ашей), и я счастлив сообщить, что Джемма и Элфи потрясающе смотрятся в роли сестры и брата. Мы бы могли с ними замутить отдельный сериал о Грейджоях. Кстати, создание ситкома «Лилли любит Сэма» на HBO - уже вопрос практически решенный. Из Тома Влашихи получился неотразимый Якен. Дуэт Кэрис и Стивена Диллэйна - это бесплатный мастер-класс по актерской игре. Лиам Каннингем привнес человечности и остроумия в одну из наших любимых ролей - Давоса Сиворта. Мы еще не снимали сцены с Русе Болтоном, но точно знаем: Майкл МакЭлхаттон будет великолепен. И у него самые бледные глаза на свете!
Никогда не рано начать задумываться о третьем сезоне. Что в здоровенной «Буре мечей» будет самым сложным для экранизации? Вы уже думали о том, чтобы разнести ее события на два сезона или перенести часть из них во второй? А с HBO это обсуждали?
Вайс: Мы почти круглосуточно заняты на съемках второго сезона, и нам, в общем, некогда раздумывать о третьем и далее. Но «Буря мечей» - и в самом деле такая длинная, насыщенная книга…
Беньофф: «Буря мечей» в один сезон не уложится. Но мы бы не хотели забегать так далеко вперед, потому что в HBO ещё не приняли решение о третьем сезоне - как бы нам не сглазить.
[Любопытно, что в таком случае события «Пира стервятников» и «Танца с драконами» могут потребовать три сезона. И тогда, даже при условии, что оставшиеся 2 книги потребуют лишь по одному, получаем 9 сезонов. По меркам HBO - это очень много. - прим. 7kingdoms.ru]
Подразните нас: что будет эдакого во втором сезоне для тех, кто не читал книги Мартина? А для тех, кто читал - что окажется наиболее неожиданным?
Беньофф: Фанаты Тириона (а кто не?) будут рады увидеть его в роли Десницы короля, наводящего порядок в бардаке Королевской Гавани. Дети Старков будут бороться за жизнь самостоятельно, без Неда. А Дейенерис Бурерожденная обнаружит, что жизнь в большом городе вовсе не так хороша, как ей представлялось.
Вайс: Еще Теон. Теон понравится всем, у него во втором сезоне немало отважных поступков.
Беньофф: Да, а у Ходора впереди его большой монолог. Шекспир, посторонись!
© Материалы проекта
Вестерос