Фестиваль беззубой мотивации

Aug 29, 2016 08:40



В Ростове-на-Дону прошёл второй Международный фестиваль мотивационного кино BRIDGE of ARTS. И я рад, что делаются попытки возвращения киноискуства. Но давайте подумаем? с чего они начинаются.

«Мотивация как главная идея фестиваля должна прослеживаться во всех картинах.»
Я, когда слышу слово мотивация, начинаю беспокоиться, а когда слышу посыл из уст интеллигенции, начинаю беспокоиться вдвойне.

«Мотивация (от лат. movere) - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.»
Тут же у нас появляется пирамида потребностей Маслова. И дальше всё идёт как по маслу - человек разворачивается как кусок мяса, с загнанным в уголок человеческим. При вскрытии ничего человеческого обнаружить не удалось.

Мотивацию очень любят бихевиористы. У них она выражается так: «механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой, вновь привести значения физиологических показате­лей в норму (Hull С. L, 1929)»
Т.е. на вас воздействуют, а вы реагируете, в этом вы весь и есть. Человек не субъектен, если он реагирует только на воздействия окружающего мира. И наша кинематографическая интеллигенция берёт на себя задачу, воспитывать своих же молодых интеллектуалов в этом же ключе.

Когда интеллигенция берёт на вооружение поведенческие школы психологии, то мы понимаем, куда дальше будет двигаться кинематограф, явно не в сторону содержания.
Но есть же и другие направления, тот же Виктор Франкл с человеком в поисках смысла. Там есть сложность, есть человек. Необходимой составляющей нахождение смысла, являются ценности. Где текущий мир и где его ценности, спросите вы. В этом и трагедия, которую интеллигенция совершенно не собирается разрешать. Ценностный набор глобального человека, скудно мал. В нём отсутствует семья, история, родина. В нем есть инвалиды и геи, и не до конца понятно, зачем было так выделять.

«Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретём смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть. Совесть Франкл определяет как смысловой орган, как интуитивную способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации, даже если он противоречит сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности.»

«Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация. Общая жалоба сегодняшних пациентов - отсутствие смысла жизни (Паттерсон С., Уоткинс Э., 2003). Они охвачены переживаниями своей внутренней пустоты, они попадают в ситуацию, которую Франкл называет «экзистенциальным вакуумом» (Frankl V. Е., 1985). При отсутствии инстинктов, руководящих их поведением, и исчезновении традиций, определяющих выбор, люди, сталкиваясь с необходимостью делать выбор, не знают, что им делать, чего они хотят, ради чего стоило бы жить. «Этот экзистенциальный вакуум проявляется преимущественно в состоянии скуки... В действительности скука сейчас ставит перед психиатрами больше проблем, чем страдания» (Frankl V. Е., 1985). В частности, одним из проявлений скуки является так называемый «воскресный невроз», представляющий собой специфическую разновидность депрессии, которая настигает человека тогда, когда все текущие дела завершены и на первый план выходит скрывающаяся за повседневной суетой пустота.»

Смысл из кинематографа вымыт, а наполняют его не смыслом, а инструментами, что может только усилить скуку по человеческому содержанию. Я вижу в фестивале настоящую мотивацию, и она в том, что новый Тарковский должен настолько ужаснуться творящемся в кинематографе, что поставить смыслом своей жизни вдохнуть в кино душу, жизнь, смысл, т.е. человека.

Я очень надеюсь, что принимающая участие в фестивале молодёжь найдёт свой путь и наполнит своё творчество смыслом.

ростов-на-дону, мотивация, кино

Previous post Next post
Up