Вот уже больше года прошло с того момента как я ступил на землю Перта что в Западной Австралии. Этот переезд дался не совсем легко, если не сказать совсем не легко. Но за год эмоции поулеглись во многих вопросах, а в ЖЖ меня просили рассказать о том, как же живется в Австралии после Новой Зеландии. И в итоге я созрел на этот пост.
Сразу оговорюсь, что это сравнение не столько Новой Зеландии и Австралии, сколько Окленда и Перта. И наверняка жители других городов Австралии будут со мной не согласны в некоторых или всех пунктах. Но повторюсь, что это исключительно субъективное видение моей супруги и мое и касается только Перта и его ближайших окрестностей в Западной Австралии.
Начну, наверное, с плюсов, с тех моментов, которые нам понравились здесь, а также опишу в этом разделе просто отличия от Новой Зеландии.
Климат
В Перте заметно теплее, а летом даже жарко, воздух скорее сухой, чем влажный. Дождей не очень много даже зимой. Летом это скорее одномоментные ливни, чем затяжные дожди. В начале года (а это середина-конец лета) было два или три дождливых дня подряд, так старожилы говорили, что такого не были многие годы.
Любимая супруга говорит, что пахнет как в Грозном, нашем городе детства. У меня, наверное, нюх не работает после лечения гайморита, потому я такие тонкости не ощущаю. А она говорит, что пахнет розами, сухой жарой, чуть пылью.
Есть обратная сторона этого. Не скажу, что это минус, потому и не пишу в «минусах». Если в Окленде мы тратили много денег зимой на отопление, то здесь нам пришлось тратить еще больше денег летом на охлаждение. Кондиционер летом работал почти без перерыва месяца два. Зимой мы его тоже включали, на отопление конечно, но в основном в дни, когда было дождливо. Промозглая сырость проникала в дом. Если же дождя не было, то в доме было в общем терпимо.
Дороги, транспорт
В Перте транспортная система всех видов очень хорошо проработана. Начиная от многополосных магистралей с широкими полосами и газоном по середине и кончая вело-инфраструктурой.
Click to view
youtube Город большой, растянут географически и весь покрыт сеткой дорог. Именно сеткой. Нет мест, куда можно попасть только одним-двумя путями. Например, на в Северный Окленд ведет одна магистраль через, ставший притчей во языцех Мост. Второй путь уж очень в объезд. В Восточный Окленд ведут два пути, третий тоже очень в объезд. В Перте же всегда есть 2-3-4 дополнительных альтернативных маршрута. Как я уже сказал, дорожные полосы здесь широкие. В Окленде во многих местах кажется, что трак вот-вот тебя зацепит, так близко он едет от тебя.
Скоростное ограничение в спальных кварталах - 50 км/ч. На основной массе улиц за пределами спальных кварталов - 60 км/ч, на главных дорогах - от 70 до 90 км/ч. На фривее - 100, и, как и в Окленде, через центр - 80 км/ч. Лично нам этих лимитов вполне хватает. И я не понимаю зачем их превышать. 🙂
Фривей - это прямая магистральная дорога, проходящая через весь город с севера на юг. В Окленде это называется моторвей. Несколько остальных магистралей в Перте называются хайвэями. И кстати все дороги имеют свое название, а не так как в Окленде: моторвей или Первая, или Шестнадцатая. В Перте же с севера до Сити - это Митчелл, а от Сити на юг - Квинана.
В Перте я очень оценил наличие круиз-контроля в автомобиле. Практически всегда и везде его использование возможно и желательно. И много раз я замечал: между машинами очень часто расстояние не меняется километрами, что я могу объяснить тем, что все едут на круизе. Только в часы пик и в районе сити на магистралях круиз контроль невозможно использовать, все же замедляется движение.
И это плавный переход к пробкам на дорогах. Их здесь нет. Как-то я специально сравнивал часы пик в Окленде и Перте на Гугл-картах. Окленд - весь красный. Перт - только фривей в области Сити красный, и еще некоторые большие перекрестки, да и то потому что там светофоры замедляют движение.
ссылка на не сжатую карту Перед большими перекрестками на магистральных дорогах, там, где нет двухуровневой развязки, а стоит светофор, за 100 метров до светофора установлены большие желтые светоотражающие квадраты и на них желтая мигалка, как красная на ж/д переездах. Когда светофор собирается переключаться с зеленого на желтый и красный, включается эта желтая мигалка и горит пока не включится зеленый.
Что бы не говорили русские пертчане, водители в своей массе более адекватны, чем в Окленде. Уроды попадаются конечно, не без этого, но реже.
Правда с 1 ноября приняли новое правило о том, что водители должны обязательно оставлять интервал в 1 м при обгоне велосипедиста, если ограничение скорости на дороге 60 км/ч и ниже и 1.5 м если ограничение скорости больше 60 км/ч. Так после его приняния на меня орали 4 раза, что больше чем за весь предыдущий год.
Городской транспорт - вообще супер! В наличии: куча автобусных маршрутов, которые ведут от спальных районов до станций электрички; сеть ж/д веток по всему городу. Все виды транспорта ходят достаточно четко по расписанию, и я когда я езджу на поезде на работу я всегда знаю, когда я буду на месте: до остановки автобуса 300 метров, автобус придет по расписанию, до станции идет по выделенной полосе, поезд так же придет по расписанию, до сити идет ровно 14 минут, и далее от станции на автобусе до работы. В часы пик автобусы ходят через 2-4 минуты, поезда тоже через 3-4 минуты.
Кстати всегда смотрю не тех кто, завидев из автобуса приблжающийся поезд, несется сломя голову вниз по лестниже или эскалатору. Следующий поезд ведь придет через 4 минуты максимум. Неужели эти 4 минуты что-то решают? Человеческая психология иногда непостижима 🙂
На тех остановках автобусов что я использовал, всегда можно было использовать 2-4 разных маршрута, чтобы доехать из точки А в точку Б, ну разве что с разницей в 5-15 минут, потому что маршруты разные все же. На автобусном и ж/д транспорте (и, по-моему, на водном тоже, но я его не использовал еще, не пришлось) работает единая магнитная карта. Оплата зонная. И если установил авто добавление баланса с кредитки, то идет скидка в 25%. Я живу во второй зоне, и когда еду на работу с двумя пересадками (автобус-поезд-автобус), то второй автобус получается бесплатным. В общем, тот, кто ругает пертский городской транспорт не ездил на нем в Окленде 🙂 Хотя и в Окленде, если приспособиться, то можно перемещаться на нем, но это будет не так эффективно как в Перте.
В нескольких местах мы видели парковочное пространство по середине дороги. Дорога конечно не магистральная, а локальная. Но все равно, очень странно видеть машины припаркованные по центру улицы между островками с газонами 🙂
А еще можно парковаться на газонах. Если это в сити, то там конечно все очень регламентировано, но в случае каких-либо мероприятий открывают газоны для парковок. А если это в сабурбии, то в целом можно парковаться где угодно, если никому на прямую не мешаешь и не блокируешь. В Новой Зеландии за парковку даже на газоне возле дома где живешь могут оштрафовать. А в Перте могут оштрафовать только если машина стоит без движения более 24 часов. Недавно такое правило узнал.
В школьных зонах ограничение скоростного режима работает только в утренние часы, когда школьники идут в школы и в дневные, когда школы заканчивают свою работу. В Новой Зеландии скоростное ограничение возле школ активно все время и это немного мешает 🙂
Вело
Click to view
youtube А какая здесь вело инфраструктура! Это меня, велосипедиста с некоторым стажем очень радует. Город покрыт сетью выделенных вело-пешеходных дорожек. А вдоль фривея проходит главная велодорожка длиной не менее 120 км.
Я от дома до работы из 28 км только 4 еду по дорогам, остальные 24 - по велодорожке. Конечно, не везде они есть. Но там, где нет выделенных велодорожек, на главных дорогах есть вело полосы.
А какая классная набережная в северной половине города. По ней можно гулять, бегать, ездить на велосипеде, роликах, досках - часами! И все это с видом на море, овеваемый легким или не очень морским бризом с запахом моря. На юге такой наберержной практически пока нет к сожалению. Кстати, в Окленде запаха моря нет 🙂
Дома
Самое главное, что нас собственно и привело в Перт - это цены на недвижимость. По сравнению с Оклендом медианная цена где-то примерно в 2 раза ниже. Мало того, практически все более-менее свежие дома здесь построены из кирпича, что делает их, на мой личный взгляд, на много лучше, чем в Окленде, где практически все дома построены из деревянного фрейма и обшиты гипсокартонном.
В Перте даже дверные и оконные коробки и стропила в основном металлические. Но для этого есть другая, не особо приятная причина: термиты. Деревянные дома могут быть съедены изнутри термитами, если не проводить специальных противо-термитных мероприятий. Кирпично-железные же дома вполне устойчивы к термитам 🙂
Но конечно, охлаждать и отапливать кирпичные дома все равно надо. Мы жили месяц в доме, не далеко от океана, без какого-либо отопления, даже без масляных обогревателей. Так вот там в конце августа-начале сентября было еще хуже, чем в «картонных» домах в Окленде. На улице зачастую было теплее, чем в доме 🙂 Мы в этом доме мерзли как в леднике.
В нашем нынешнем доме, как я говорил ранее, в дождливые зимние дни довольно промозгло и приходилось подтапливать. Но если погода солнечно-облачная, то можно вполне комфортно жить. Ну не в майке и шортах конечно ходили, а свитера надевали, но все равно было теплее, чем в Окленде и этот холод длился гораздо более короткий период времени.
Вода
Вода здесь бывает двух видов. Одна питьевая, а другая подземная. Питьевая не везде хороша, да и там, где она более-менее, лучше использовать фильтр. А в некоторых районах из крана вообще течет вода с заметным запахом и не очень приятным вкусом. Там мы покупали воду в бутылках, потому что в домах, где мы жили не было фильтров.
В нынешнем доме есть фильтр, и это хорошо. Но и без фильтра вода на много лучше, чем в тех более ранних наших местах проживания. Поэтому в общем питьевую воду можно отнести к минусам, потому как в Окленде мы спокойно пили воду из-под крана и не чувствовали никакого вкуса и запаха. Хорошо так же и то, что в Перте, как и в Окленде, вода не оставляет накипи в чайниках.
Click to view
youtube Второй тип воды - подземная. Она используется в основном для полива. Практически все городские парки, газоны и прочие элементы озеленения в ночное время поливаются подземной водой, добываемой из скважин. Многие частные дома (наш в том числе) имеют на участке систему полива подземной водой. У нас она даже автоматическая: через день в 10 вечера во дворе и на прилегающем газоне включается полив. Правда, когда работает такой полив вокруг стоит запашок как из выгребной ямы. Поэтому мы включаем полив на участке после 10 вечера, когда из дома практически уже не выходим.
Благодаря этой воде город в целом очень зеленый: газоны, парки, технические полосы озеленения, все зеленое круглый год. Потому что поливается. Но там, где нет полива, трава летом выгорает. На фото выше соседский газон уже выгорел, а ведь еще не закончилась весна.
Во многих частных домах (и в нашем тоже) огромное количество роз и других цветов. Весной цветет столько разных растений, что кажется, что попал в цветник. А мимоза вообще цветет огромными кустами и даже деревьями почти месяц.
Магазины, товары
Пока жили в Новой Зеландии от многих слышал, что в Австралии все дешевле. Может это в восточных городах: Сидней, Мельбурн, Брисбен. Но в Перте в целом цены практически такие же как в Окленде (сейчас НЗ и АУ доллары почти равны, поэтому по курсу даже нет необходимости переводить).
Но это в целом. А в частности, мясо дешевле, особенно курица. Говядины и свинины больше выбор по разным способам нарезки. А сколько разных брендов и видов куриных яиц! Не сосчитать! Да и дешевле, чем в НЗ.
Картофель заметно дешевле. Да и вообще фрукты и овощи, особенно если брать не в крутых суперах, а на рынке. Например, мы покупаем яблоки ящиками по 10-11 кг, и цена такого ящика от 5 до 15 долларов, в зависимости от сезона. Осенью в садах покупали яблоки по 50 центов за кг прямо с дерева.
Помидоры также дешевле чем в НЗ. Есть сорта, которые очень вкусные, не такие пластмассовые, как остальные. На рынке сейчас можно взять ящик помидор (10кг) за 3-5 дол. Но надо искать, потому что у многих продавцов на помидоры без слез смотреть нельзя: либо зеленые, либо гнилые. В магазинах помидоры получше, но конечно по дороже. Но все же дешевле, чем в НЗ, в магазинах.
Что здесь ужасно дорого, так это киви и фейхоа 🙂 Ну это и понятно, привозное из НЗ. Киви продаются поштучно по цене от 50 центов до 1-3 долларов.
Очень радует что есть укроп и его много в продаже. Хотя сейчас, в январе-феврале видимо не сезон и укроп из продажи пропал.
Так же и бензин дешевле. Мы заправляемся 91м бензином по цене от 85 центов до 1.15 за литр. Цена постоянно меняется. Меньше доллара цена не часто конечно бывает, но бывает. Сейчас примерно 1.10-1.20 за литр в понедельник. Интересное ценообразование на заправках. В понедельник цена самая низкая и вечером на некоторых заправках можно простоять до часу в очереди. Во вторник - самая высокая, сейчас доходоит до 1.50 за литр. Потом в течение недели цена понемногу уменьшается и опять в понедельник самая низкая. Но минимумы разные бывают, как я сказал ранее, от 0.85 до 1.20 за литр.
Электробытовые товары и прочая мебель так же дорого, как и в Новой Зеландии. Поражают некоторые мебельные магазины: огромные торговые площади, огромные цены, людей внутри практически нет и похоже мало кто покупает. За счет чего эти магазины живут - мне не понятно 🙂
А вот Икея - всегда битком, всегда люди уходят оттуда с полными тележками всякой домашней всячины. И это вовсе не удивительно. Например, мы купили полный комплект для спальни: кровать с под кроватными ящиками, матрас, 2 тумбочки и комод за те же деньги, что в других магазинах можно купить либо базу с тумбочками, либо матрас - на выбор 🙂
Машины: цены практически такие же, как и в Новой Зеландии, ну плюс-минус. Но вот нет в наличии некоторых моделей, которые в НЗ импортируются из Японии. Например, нам нравится Тойота МаркХ, но их здесь нет вообще. Один раз видел старенький Марк2 в 100м кузове, и все.
Я слышал, что в Австралии серый импорт (самостоятельно) не приветствуется (высокие пошлины, а потом проблема продать, так как люди подозрительно относятся к таким машинам). А дилеры из Японии почти ничего и не ввозят, кроме некоторых более-менее популярных моделей типа Превии. Но много европейских моделей, ну и конечно очень много Камри, всяких Фордов и всяких Холденов. Потому как до недавнего времени здесь были сборочные заводы Тойоты, Форда и Холдена. Но слышал, что все три уже закрылись (Тойота так точно закрыла завод в Австралии).
Медицина
Если в НЗ скорая помощь почти бесплатна для резидентов и граждан ($70 за вызов - это не много), то в АУ надо иметь специальную страховку, которая оплачивает скорую помощь, или любую мед. страховку (обычно все планы включают скорую помощь). Если страховки нет, то счет за скорую может повергнуть в шок, как это случилось со мной, когда я поломал ключицу. Пришлось выложить 950 монет. Хорошо, что хоть есть возможность разбить платеж на части и выплачивать постепенно и без процентов.
Государственная медицинская программа Medicare, в принципе работает, как и гос.медицина в Новой Зеландии. Только если в НЗ резиденты и граждане автоматом получают доступ к гос. медицине, если нет частной страховки, то в АУ надо специально регистрироваться (не говорю, что это минус, просто факт).
Мне делали операцию по установке пластины на ключицу по Medicare. Обычно, как и в НЗ, очереди на гос. медицину большие. И если в НЗ это может растянуться на 6-8 мес., то в АУ, говорят, и до 2х лет можно в очереди на операцию простоять. Но в моем случае все заняло 8 дней видимо только потому что это был перелом из-за аварии.
Визиты к участковому терапевту частично покрываются по Medicare. А так же некоторые офтальмологические компании покрывают проверку зрения по Medicare. Мы недавно всей семьей проверились. Мне и Антохе выписали новые очки, за которые пришлось платить.
Как и в НЗ, здесь в АУ, из зарплаты вычитают 2% на медицину. Правда в НЗ это идет на ACC (покрытие от несчастных случаев), а в АУ - на Medicare. Покрытие от несчастных случаев при автоавариях дополнительно оплачивается при оплате авто регистрации, правда платишь не за свое лечение, а лечение «того парня».
Водительские права
В АУ, как и в НЗ, водительские права - первый и для многих единственный документ, подтверждающий личность. Но в НЗ права получить гораздо легче, чем в АУ: надо показать права из России, паспорт, счет на свет или другие услуги.
Здесь мы показывали: права НЗ, паспорт НЗ, письмо из банка, письмо от лендлорда что мы проживаем по такому-то адресу (тогда счетов у нас еще не было), карточку Medicare и, по-моему, что-то еще.
Разное
Много раз слышал и читал жалобы от тех, кто живет в Австралии, что мол тут все всё делают медленно. Ну не знаю, может я уже привык к такому размеренному образу жизни в Новой Зеландии, но здесь в Перте я не ощутил никакой особой бюрократии, чрезмерной замедленности, размеренности. Все делается во временных рамках, обозначенных на сайте, или в разговоре. Каких-то особых проволочек нет.
Очень нравится то, что в Холмах полно фруктовых ферм. В сезон можно приехать и купить фрукты, да и овощи на прямую от производителя, а в некоторых хозяйствах даже и самому пособирать можно.
Сезон клубники здесь с августа по январь. Можно ездить на поля собирать. В прошлом году мы разок ездили, но нам, надо признаться, не понравилось. Жарко, мухи, цены в итоге получаются не намного ниже, чем в магазинах, даже с учетом съеденной клубники прямо на поле. Проще пойти в магазин и купить там.
Минуса
Расскажу о замеченных нами минусах общим списком без разбивки на подразделы.
* * *
Хотя в целом дорожная сеть очень хороша в Перте, есть пара нюансов, который я бы отнес к недостаткам.
На многих перекрестках, даже имеющих светофоры, нет стрелки и отдельной полосы для поворота направо. И практически нигде нет медианной полосы. В Новой Зеландии при повороте направо на всех достаточно больших перекрестках есть полоса и стрелка для поворота направо. А на обычных улицах есть медианная полоса, которую можно использовать при повороте направо на прилегающие территории (заправки, торговые центры, въезды к домам). Тем самым если кому-то надо повернуть направо, он никому не мешает.
Здесь же, на очень не многих перекрестках есть дополнительные полосы. А обычно, при повороте направо приходится выезжать на середину перекрестка, пропускать встречный транспорт и только потом завершать поворот. И очень часто завершаешь поворот на красный сигнал. И хотя в правилах считается, что если выехал на середину перекрестка на зеленый сигнал, то завершить маневр можно на красный, но сам факт стояния по центру перекрестка нервирует.
А уж, когда кто-то решит повернуть направо на прилегающую территорию, или к себе в дом, то он блокирует движение. И если дорога двух полосная в одном направлении еще есть шанс объехать, если по соседней слева полосе никого нет, но бывает так, что слева идет сплошной поток и вклиниться нет возможности, а впереди кто-то стоит и ждет пока не закончится встречный поток, чтобы повернуть направо. На днях мы стояли пару минут, когда кому-то приспичило развернуться, и он заблокировал правую полосу, а слева сплошняком ехали машины.
А второй нюанс заключается в том, что если на магистралях покрытие в целом отличное, то на локальных мелких улочках асфальт хоть и не разбит до дыр, но и не ровный. Временами трясет изрядно. В Окленде раз в три-пять лет практически на всех улицах покрытие обновляют.
* * *
Расстояния… Отнесу это к недостаткам. Перт очень растянут с севера на юг. И хотя на севере от реки свободной земли почти не осталось, на юге от реки таких не застроенных территорий огромное количество. Если в Окленде ехать более 30 минут без пробок уже считалось далеко, то здесь, наверное, надо говорить о 60 минутах. В Окленде от любой окраины до сити примерно 25 км, максимум 30 км. В Перте же загород на севере начинается в 40 км от сити, а на юге и того больше. Правда поперек Перт немного поменьше.
Окленд я изъездил на велосипеде вдоль и поперек. В Перте же осталось еще много районов, где я еще ни разу не бывал ни на велосипеде ни даже на машине.
* * *
Ветрено… Я думал, что ветрено в Окленде, но я ошибался 🙂 В Перте ветер дует всегда, сильный или слабый. А роза ветров здесь такая, что вечером с работы я обычно еду против встречного или встречно-бокового ветра. Правда по утрам часто бывает попутный, и это хоть немного, но радует 🙂
* * *
Летом в Перте почти не бывает дождей. Зимой период дождей намного короче, чем в Окленде. Но минус тут в том, что в Окленде в дождь температура воздуха обычно от 10 до 15-17 градусов. И на велосипеде ехать вполне терпимо. В Перте же сильный дождь при температуре воздуха 4 градуса - вовсе не редкость. И в такие дни я не находил в себе сил выезжать на велосипеде, а крутил на трейнере в гараже, а потом ехал на транспорте на работу.
* * *
Оклендцы говорят, что их город большая деревня, где ничего никогда не происходит. Увы, Перт в этом отношении еще большая деревня, где что-то происходит еще реже. Очень мало всяких аттракций, что в городе, что вокруг него. Приходится каждые выходные в летний период изобретать чем же заняться. А на пляж мы почти и не ездим.
Может мы не все такие места знаем, но вокруг Перта в досягаемости однодневной поездки кроме Pinnacles мы ничего больше не нашли. За городом однообразно на сотни и сотни километров: равнина с бушем, кустарником или не высокими деревьями или оранжевая пустыня.
Даже привычных нам по Новой Зеландии овец и коров здесь практически нет. Если НЗ пейзаж не мыслим без белых и черных точек на зеленом фоне, то здесь серые коровы теряются на фоне выгоревшей травы или грязно зеленого кустарника, как и овцы, впрочем, которые здесь не белые, а грязно серые.
И даже океан для нас оказался закрыт. Вода хоть и теплее, чем в Окленде, но купаться среди медуз нет никакого желания. Пусть и жалят они не очень сильно и уж конечно не смертельно, но после каждого купания чесаться 2-3 дня - настроения нет вообще.
Очень часто пляжи закрывают и из-за акул. Бывает, что люди попадают на зуб акулам. Местные говорят, что эти люди сами виноваты, нечего мол испытывать судьбу в местах, где акулы были замечены или могут появиться.
Но вот в мае был курьезный (курьезный, потому что к счастью никто не пострадал) случай на Половинке Айронмена. Во время плавательного этапа с вертолета заметили акулу где-то в стороне и во избежание проблем остановили плавательный этап. Тех, кто еще был в воде вытащили на лодки и для них триатлон закончился. Около 100 человек «пострадало» таким образом. А командный триатлон превратили в дуатлон. Трагедия заключается в том, что люди готовились, потратились на регистрацию, на приезд и проживание, а все зря.
Потому я пока не особо рвусь на триатлоны, половинки или полные. Я бы точно оказался в числе тех 100 человек, потому как я не очень быстрый пловец. Но в тот день я делал половинку сам по себе в Перте 🙂 Да и плавал я в бассейне, а не в океане. Так что моя подготовка не пропала зря 🙂
* * *
Я не поставил это вперед, потому что мы не сильно с этим сталкиваемся в городской черте, но наличие всяких ядовитых и неприятных гадов конечно есть.
Выше я говорил про мух. Летом мух очень много, и все, кто более-менее интересовался Австралией знают, что они лезут во все отверстия в голове, а в рот в первую очередь.
Пауков тоже встречали. И не раз. Вокруг дома я за год штук 5 редбэков отправил в газовую камеру. Полноразмерных хантсменов еще не видели, только мелких, но они и не опасны, как говорят 🙂
Я видел змей два раза. Один раз уже дохлую, которую переехали велосипедом до меня. А второй раз живая змея успела уползти в кусты от моих колес 🙂
Ну и акулы, и медузы в океане. Акулу разок видели, но много про них слышали. А с медузами сталкивались сами не раз. У Антоши на руке даже шрам остался от, как говорят здесь, безобидного стингера 🙁
* * *
Намного больше пыли. И в городе, и в доме. Супруге ежедневно приходится вытирать пыль дома. В Окленде можно было это делать раз-два раза в неделю 🙂
* * *
На обоих верхних фото - это дым от пожаров.
С весны и до осени постоянно горит буш за городом, да и не только за городом. Один раз был сильный пожар в одном из городских парков. Я писал выше про Холмы, район конечно красивый и полезный. Но там так же случаются пожары, в опасной близости от жилых домов. Недавно был пожал не очень далеко от нас. Так на улице дышать невозможно было, задыхались от дыма
Недавно был очень сильный пожар. В новостях писали: не контролируемый. Дымом заволокло все небо над Пертом, и с туч падал пепел.
Но зато вечером были удивительно красивые видео эффекты на небе 🙂
* * *
О не приятном… Люди гораздо меньше улыбаются друг другу и здороваются на улицах. Даже среди велосипедистов есть такая тенденция. В Новой Зеландии, если я вижу другого велосипедиста на противоположной стороне дороги, мы практически всегда махали приветственно друг другу. Здесь же я почти отвык от такой хорошей привычки, потому как в ответ машет один из трех, а то и четырех.
В магазинах очень часто продавцы и кассиры не то что не улыбаются, но даже и не здороваются и не смотрят на покупателя. В Новой Зеландии такого практически не было. Многие русскоязычные заявляют, что эти все улыбки не натуральные. Ну не знаю… Во-первых, когда сам улыбаешься от души, то и в ответ получаешь чаще всего такую же улыбку. Ну и во-вторых, все же приятнее, когда тебе улыбаются, чем смотрят из подлобья или вообще не смотрят.
Много мест где принимают только наличность. Однако очень часто, там, где принимают оплату карточкой, взимают от 20 до 50 центов, а бывает и больше, за карточную транзакцию. И это не только при оплате кредиткой, как в азиатских магазинах в Окленде (там вообще до 3% от транзакции берут), но даже при оплате обычной карточкой.
Снять деньги в банкомате не своего банка будет стоить 2-2.5 доллара. Даже тележки для багажа в аэропорту платные. В общем, со всех сторон хотят с тебя поиметь дополнительные деньги. В Новой Зеландии не так часто это встречается и не так явно это выражено…
Хотели поехать за голубикой, пособирать на поле в расчете на то, что будет чуть дешевле, чем 2.50-3.00 доллара за 125г коробочку (т.е. 20-24 доллара за килограмм). Так нас на той ферме уведомили, что килограмм само собранной голубики стоит 30 долларов. Даже если принять, что каждый взрослый съест с куста по килограмму ягод, с учетом того что ехать надо за 200 км, получается, что в магазине купить проще и дешевле. В Новой Зеландии мы покупали само собранную голубику по 8 долларов за килограмм, если было больше 5 кг.
* * *
Интернет в Перте хуже, чем в Окленде. Не скажу, что дороже, но медленнее. По крайней мере у нашего провайдера и в нашем районе 🙂 По вечерам сын жалуется, что в онлайн играх задержки, что может привести к проигрышу. А если кто-то у нас дома запускает ютюб или видео на фейсбуке или инстаграмме, так задержки в игре увеличиваются до такого уровня, что в играть вообще невозможно.
Перейти к другому провайдеру нет никакого смысла, потому что мы еще на контракте, как минимум год, а кроме того, линия и эксчейндж все равно не поменяются. А ведь интернет зависит в основном от линии и дальности до точки раздачи. Ждем оптоволокно. Обещают в середине года до нашего дома дотянуть. Может ситуация со скоростью интернета изменится. Надеюсь.
* * *
Есть еще пара мелочей. Мириться можно, но неприятно.
Не умеют делать кофе, нигде. Апофеозом было кофе, купленное в Juzz-Buzz киоске (кажется так эта сеть называется). Получили подкрашенную горячую воду без вкуса и запаха кофе. Да еще и за 5 долларов. Так как покупали из машины и уже уехали, то решили не возвращаться. Но супруга сказала, что больше она покупной лонг блэк не пьет. Лучше уж энергетик без сахара с заправки. И вкуснее, и вштыривает, да и дешевле 🙂
А еще нет такого вкусного мороженного. Правда недавно нашли наше любимое Капити, пару видов. Но этого мало 🙂 Остальное мороженное - сахар и жир… Более-менее еще Магнум, но это лучшее из всего что есть…
* * *
Ну вот вроде и все впечатления. Буду рад вопросам, отзывам, дискуссиям 🙂
* * *
Оригинал этого поста находится в моем блоге A.Drey's Life Blog