Опять о религии, надеюсь ещё не надоел. Поставив цель опровергать заблуждения, не могу обходить религию и суждения о религии. Как было бы приятно просто посоветовать какую-нибудь толковую книжку, где всё расписано, но увы, такой я не встречал. Хочу обратить ваше внимание на мой разговор с френдом
andrutin , вызванный моим принципиальным
(
Read more... )
Это не данность. а одна из возможных установок. На самом деле эмпирика и предшествует теории, и является материалом для проверки.
//Аксиому принимают или не принимают. Аксиома бездоказательна.//
Аксиома бездоказательна, но если у меня есть основания в ней сомневаться, я не приму её и всё что на ней основано. В науке не допускаются аксиомы, противоречащие фактам. Геометрия тут непричем - там весь предмет является продуктом человеческого разума.
//особенность религиозных догм, заключается в том, что их невозможно ни доказать, ни опровергнуть на сегоднешнем этапе развития науки.//
Почему же? Запросто. Могу вам помочь опровергнуть любую религиозную догму. Большинство опровергается через внутреннюю противоречивость и несоответствии друг другу. Многие - через вскрытие неопределенности утверждения, содержащегося в догме.
К примеру высказывание "Бог сотворил землю" имеет смысл только при определенном понимании содержания слова бог. А оставшиеся догмы будут проверяться и критиковаться на основе установления соответствия (точнее несоответствия) реальности.
//И думаю, что если бы были представлены убедительные доказательтсва несостоятельности религиозных догм, то это возымело соответсвующие последствия.//
А я думаю, что последствий бы не было. Кстати, идеологические догмы (антропоцентризм, необходимость гоударства и т.д.) приносят вреда не меньше, но их не спешат разоблачать. Человек не так рационален, как принято думать. Да, ещё поправка - доказательства несостоятельности - неточное выражение. Несостоятельность состоит в отсутствии доказательств за - прежде всего. Доказательства против нужны только в спорных и сложных случаях.
Reply
Я согласен, но это не значит что знания базируются на опыте в первую очередь. падающее яблоко наблюдалось всегда, только Ньютон смог облачить этот опыт в теорию.
// там весь предмет является продуктом человеческого разума.
Я согласен. Но можно привести пример с физикой. И там этот вопрос стоит остро.
Эйнштейн полагал, что вся его теория относительности базируется на двух аксиомах:
1. Принцип относительности может быть распространен на все явления нашего мира.
2. Скорость света в вакууме - величина абсолютная, предельная для нашего мира.
что такое аксиоматизация, как не собирание в систему: упрощённо - скрепление всего множества достоверных экспериментальных фактов в систему единого понимания с помощью единой теории.
// Аксиома бездоказательна, но если у меня есть основания в ней сомневаться, я не приму её и всё что на ней основано.
Точно так же как кто-то принимает ислам, христианство и т.д. Все зависит от того, какую(ие) религиозные аксиомы ты примешь
// Могу вам помочь опровергнуть любую религиозную догму. только при определенном понимании содержания слова бог.
Интересно! Давайе попробуем (хотя я думаю мы углубились в другой ваш пост про Бога )))) ) Бог - это тот кто сотворил землю, звезды и все живое. Вот такая вот аксиома и религиозная догма! Помогите мне опровергнуть это!
// А я думаю, что последствий бы не было.
Ну это всего лишь ваше предположение. Так сказать вера в "убогость человека".
// Человек не так рационален, как принято думать
Согласен. в неоклассической экономической теории аксиомой являет утверждение что потребитель рационален. Прям с института ненавижу эту теорию.
// (антропоцентризм, необходимость гоударства и т.д.) приносят вреда не меньше,но их не спешат разоблачать.
Человечество должно подготовится к такой мысли. Сотни тысяч лет не проходят даром.
Reply
С Эйнштейном - первое есть логическое условие, законы природы универсальны. Второе, действительно, есть ничем не доказанная аксиома. Причем вопрос - если я (наблюдатель), нахожусь на луче, двигающемся навстречу другому световому лучу, то с какой скоростью будет двигаться встречный луч относительно меня?
Вот вопросец.
//Точно так же как кто-то принимает ислам, христианство и т.д. Все зависит от того, какую(ие) религиозные аксиомы ты примешь//
Верно. я не принимаю никакие, потому что они лишены смысла, в отличие от научных. Научные же аксиомы буду принимать избирательно. Например, принятая периодизация в науке истории - неприемлемая аксиоматика, потому что лишена оснований. К примеру, когда говорят о древнем и средневековом Китае - становится смешно.
//Бог - это тот кто сотворил землю, звезды и все живое. Вот такая вот аксиома и религиозная догма! Помогите мне опровергнуть это!//
Легко. На основе полученных из изучения природы знаний мы видим, что мир такой какой он есть на данный момент в результате длительного и неупорядоченного развития. Предположить что некто направлял процесс развития, можно только вопреки логике.
Единственное что остается - что некто сотворил мир изначально, дал первый импульс. Этого на уровне теории нельзя исключать.
Но можно исключить присутствие и участие этого высшего существа в бытии мира с момента его возникновения. Это не значит, что я поверю в бога-творца мира, бога, предшествовавшего его началу. Это значит, что я постулирую, что никакой сознательной направленности в рамках наличного бытия выявить нельзя, а всё что хронологически выходит за рамки, не должно служит предметом даже абстрактных разговоров, так как лишено и тени предметности.
//Человечество должно подготовится к такой мысли. Сотни тысяч лет не проходят даром.//
Верно. Единственно, что антропоцентризму не сотни тысяч лет, а примерно три тысячи. Но индивида и такое культурное наследие подавляет. К сожалению, антропоцентризм - не просто заблуждение, но наиболее выгодная с практической точки зрения (в восприятии человека) мировоззренческая система. Вся беда в том, что только до определенного момента, когда ошибочность нашей оценки станет очевидной.
Reply
Но ведь эта историческая теория основывается на документах и археологических памятниках, и кажется, историки также долго и кропотливо строили свою теорию.
На чем же основывается Ваша критика?
Reply
Потому я подобный случай и выбрал. В области религии все аксиомы -необсуждаемые догматы, в области науки - обсуждаемые и пересматриваемые положения, введенные в начале построения теории и впоследствии пересматриваемые и при необходимости отбрасываемые. Потому что наука изучает, а не сочиняет, по крайней мере должна.
Reply
Reply
Leave a comment