Jun 05, 2009 17:58
Ван Чун "Луньхэн". Кн.3, гл.5: Природа вещей.
Коль скоро вся тьма вещей находится в постоянной взаимной борьбе, то существа, обладающие кровью, также подавляют друг друга. Удается же растерзать и сожрать другого тому, у кого острые клыки и зубы, сильные мускулы, гибкие и ловкие движения и дерзкая отвага. Если между людьми на земле власть не распределена поровну и силы их не равны, то они, естественно, побеждают и покоряют друг друга, используя силу для подавления и оружие для убийства. Люди используют оружие для взаимного уничтожения точно так же, как животные рвут друг друга зубами, рогами, когтями и клыками. сильные, крепкие мышцы, острые рога, дикая ярость и длинные клыки могут обеспечить победу, а малодушие, короткие когти ведут к погибели, трусость и тупые шпоры приносят поражение. Люди бывают храбрые и трусливые, и от этого в сражениях зависит успех и неудача, и совсем не обязательно победивший должен быть наделен жизненной энергией металла, а побежденный - тончайшим жизненным началом дерева. /.../ Из того, что ястреб набрасывается на голубя или воробья, а сова пожирает лебедя или дикого гуся, вовсе не следует, что ястреб и сова родились на юге, а голуби, воробьи, лебеди и дикие гуси обитают на западе; на деле победа или поражение зависят от силы мышц, смелости или трусости.
В общественных местах люди всегда пускаются в споры, а в селениях постоянно затевают тяжбы. При тяжбах обязательно оказываются правая и неправая стороны, а в спорах выявляются истинное и ложное высказывания. Заблуждающиеся и виновные - проигрывают, а правые и придерживающиеся истины - выигрывают. Но бывает, что выходит победителем в споре тот, кто боек на язык и чья речь искустна и пристрастна; тот же. кто запинается, затрудняясь в подборе выражений, заикается и не находит слов для ответа, оказывается побежденным. Язык в спорах и тяжбах играет ту же роль, что в сражениях мечи и копья. Острые мечи, длинные копья, сильные руки и быстрые ноги - залог победы, тупые мечи, короткие секиры, медлительные и нерасторопные руки и ноги - причина поражений.
Победа одного живого существа над другим зависит или от силы мышц, или от храбрости духа, или от хитрости и ловкости. Даже малое существо может одолеть большое, если оно обладает храбростью духа, ловким языком и проворными ногами. Большое же, если оно не обладает крепким телосложением, мощными крыльями и рогами. может потерпеть поражение от малого. Если сорока поедает ежа, а сорокопут поедает змей, то это потому, что ежи и змеи не очень-то проворны. Сила москитов и комаров несравнима с силой лошадей и быков, однако быки и лошади страдают от комаров и москитов потому, что комары и москиты отличаются стремительностью действий. /.../
Обладая ловкостью и сноровкой, малое /существо/ может одолеть большое; при отсутствии храбрости и проворства сильный окажется побежденный слабым.
Пер. Т.В. Степугиной.
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.:Наука,1990. с.271-272.
цитата,
китайская философия