May 16, 2009 13:30
Если бы жизнь наша продолжалась без конца, не улетучиваясь, подобно росе на равнине Адаси, и не уносясь, как дым над горой Торибэ, ни в чем не было б очарования. В мире замечательно именно непостоянство.
Посмотришь на живущих - нет никого долговечнее человека. Есть существа вроде поденки, что умирает, не дождавшись вечера, и вроде летней цикады, что не ведает ни весны, ни осени. Достаточно долог и год, если его прожить спокойно.
Если же жалеешь, что не насытился жизнью, то и тысячу лет прожив, будешь испытывать чувство, будто это был сон одной ночи. Что станешь делать в мире бесконечной жизни, когда облик твой станет безобразным! "Если жизнь длинна, много примешь поругания"*, поэтому лучше всего умереть, не дожив до сорока лет.
Когда переступаешь этот возраст, перестаешь стыдиться своего вида; стремишься смешаться с толпой, на закате дней печешься о потомках, хочется жить до тех пор, когда увидишь их блестящее будущее; лишь мирскими страстями одержима твоя душа, а сам ты перестаешь постигать очарование вещей - это ужасно.
* Цитата из Чжуан-цзы, в оригинале - "если долголетен - много позора"
Кенко-хоси Записки от скуки (Цурэдзурэгуса). / Пер. с яп., ступ. ст. и комм. В.Н. Горегляда. М.:Наука,1970. с.47-48. (параграф 7)
цитата