Еврейское пророчество и Иисус

Mar 31, 2009 15:36


       Этот очерк не претендует на исчерпывающее изложение темы. Пока собирал для него материалы, оказалось не слишком мало, а слишком много, отсюда и возможная сумбурность. Главное для меня - даже не выявить пророческую сущность деятельности Иисуса, не распространенность пророчества в ранней церкви, а показать (или хотя бы наметить), как в этих случаях проявлялся сам феномен пророчества. Пророчество совершенно не изучено в истории, религиозных движениях, культуре. Или скорее - изучено недостаточно. К примеру, еврейское пророчество рассматривается как самостоятельное явление. Нет сопоставлений с Китаем, с вавилоном, Египтом. Сопоставлять пророков с прорицателями, магами, харизматическими лидерами не просто можно - необходимо для понимания феномена. Иследование этой темы - дело будущего, если кто-то захочет этим заниматься, конечно. Сейчас выкладываю только некоторые предварительные результаты. Пимечательно, что в христианстве пророческий феномен забыт - с древности считается, что эпоха пророков давно закончилась, их задача была - предрекать пришествие Иисуса, они её выполнили и ушли в историю. Когда я сказал, что Иисус - пророк, меня в ЖЖ просто высмеяли, а про пророческую должность в ранней церкви слышали единицы. Кто сейчас говорит о пророчестве, как о живом деле - это мормоны (их основатель Смит и все президенты считаются пророками), и некоторые группы протестантов. Случайно я обнаружил целый русскоязычный сайт, посвященный пророкам и профетизму http://www.prophetic.rhema.ru/  Там не столько факты и история пророчества, сколько размышление о нём, есть любопытные. Раньше историки и библеисты изучали пророчество как сухой и мертвый феномен прошлого, теперь секты пытаются пророчество оживить, из крайности в крайность. И никто не пытается разобраться, что это такое, каким оно было на самом деле. Итак, некоторые сведения о пророчестве и мои размышления впридачу.   Феномен пророчества очень древний, уходит в самые основания Израиля. Ной уже является пророком, по сути дела.  Может какие-то формы и заимствованы в Египте и Вавилоне, но само шаманство, колдовство присутствует у всех примитивных племен. В более развитых обществах появляется жречество. И пророчество тоже. Истоки разделения раннего шаманства на пророчество и жречества неизучены, сама постановка вопроса является нестандартной. Но это требует особо углубленного изучения, сравнения традиций пророчества в разных культурах. Я же здесь коснусь еврейского и христианского пророчества. Первое достаточно известно из Библии. Но оказывается Писание немногие углубленно читали, да и многие места непросто понять. Начну с того, что такое пророчество. Это особое служение, социальная деятельность, во многом родственная жречеству, но имеющая и свою специфику. Считать пророков ТОЛЬКО провидцами нет ни малейших оснований. У пророков было много функций, хотя это не значило что каждый пророк проявлял все возможности своей "профессии", или своего дара. Древние считали пророчество скорее призванием, обязанность, чем даром, человек принужден богом идти и пророчествовать. Весьма наглядно это показано в книге Ионы. Чем же были заняты пророки и какой у них был статус? Были придворные пророки, весьма влиятельные и небедные. Но большинство пророков были нищими. Дело кормило их, но скудно, большинство было сознательными аскетами. Но это не заложено в самом характере пророчества, были позднее случаи (уже в христианском мире) успешного заработка с помощью пророчества.




""Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали Его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2Пет 1:22).    "Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" Мф.7:29)

Пророк говорил от имени бога - это знают все. Не думаю, что это так. Ведь мы опираемся на записанные тексты, на память о великих пророках, которые от имени Бога говорили. Далеко не все на это решались, это рисковано и ответственно. Библия сохранила память о прославленных пророках, а тысячи остались безвестными. Эти пророки могли говорить от своего имени, как обычные прорицатели, использовать духов (экзорцизм, исцеление). С.А. Иванов отмечает: "Любопытно что во всех этих контекстах пророка называют древнееврейским словом meshugga-"сумасшедший". Интересно, что в клинописных пророчествах новоассирийского периода из Мари родственное аккадское слово muhhum "безумный, одержимый" - это просто термин для обозначения пророка." /Иванов С.А. Византийское юродство. М.,1994. с.13/. Одержимость - особое состояние, но думаю, что в него входили намеренно, или полу-намеренно. Пророк не только прорекал - он являлся целителем, сновидцем, ясновидящем (угадывал мысли других людей или отгадывал что они делали и где были). В отличие от жреца он не был привязан к священному месту, пророчествовать можно было где угодно. Он был свободным чудотворцем, но свобода всегда означала для него непризнанность, оторванность от общества. 
       Помимо указанных дел, пророк мог творить чудеса и знамения. Евреи верили всему, пророк мог говорить всё что угодно, но он не должен был призывать к поклонению чужим богам, и нарушать закон. Повидимому, пророчествовали и женщины, хотя и редко (Исх. 15:20; 4Цар.22:14; Ис.8:3; Неемии 6:14). "В народе была сильна вера, что пророк творит чудеса, что он предвидит будущее, почему к нему и обращались за советом, за который и приносили дары. Но это была лишь первая, примитивная стадия развития еврейского пророчества, ставшего затем универсальным. Какова была судьба школ Самуила, Илии и Элиши, мы не знаем. Может быть, многие из пророков примирились с окружающей их действительностью и были признаны, в свою очередь, государством; из них, вероятно, и составлялись кадры тех пророков, которые названы были "лжепророками". - писал С.Бернфельд в статье "Пророки и пророчества" в "Еврейской энциклопедии" (1908-1913) http://www.encyclopediya.ru/brockhaus-efron-jewish-encyclopedia/16-4/113.htm
        Мы знаем, что пророк Илия повелевал погодой, что пророки угадывали сны, предвещали события государственной важности. Но другим важным делом пророков было обличение, увещание, наставление. Эту функцию они никогда не теряли, игнорируя её нельзя понять специфику еврейского пророчества. Влияние на правителей было не случайным - пророки были неравнодушными, горячими людьми и их обращение к власть предержащим отражало их устремления. Тураев отмечал их сходство с прорицателями Древнего Востока и характеризует их как "патриотов-националистов, хранителей чистоты Моисеева учения, противников культурного влияния ханаанской среды, особенно в религиозной сфере, защитников неимущих и угнетенных". Были конечно и карьеристы - тут трудно отделить одно от другого. Как же отличали "хороших" пророков от "плохих" (не лжепророков,  о тех я уже сказал)? Второзаконие 18:20-22: "Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его". 
Казалось бы, это место подтверждает церковное учение о пророках, стереотипное представление, выраженное весьма талантливо у лермонтова ("глаголом жечь сердца людей"). Мало кто решился бы говорить от имени Бога. Потому такие пророки - великие пророки - всегда вызывали повышенное внимание. То есть Иоанн Креститель и Иисус не могли остаться незамеченными, их не случайно сравнивали с пророком Илией (Элияху).  Иеремия 23:28-32 «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я - на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: 'Он сказал'. Вот, Я - на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь». Судя по гневным словам, далеко не все пророки говорившие как бы от Бога, на самом деле от него говорили, по мнению великих пророков. Сегодня мы бы могли сказать - конкуренция, хотя тут мотивы переплетаются.    Феномен пророков в Ветхом Завете, их отношение с властью, священниками, историческое развитие института пророчества требует особого рассмотрения. 
          Теперь о самом любопытном моменте - феномене пророческих школ. Лучшее исследование из мне известных принадлежит Иллариону (Троицкому) Его содержательная статья была опубликована в 1908 году, это довольно трезвый и честный для конфессионального историка очерк (Троицкий В. Ветхозаветные пророческие школы. // Вера и разум 1908, № 18-20  http://www.pagez.ru/olb/316.php  ). Рекомендую всем - интересно и информативно. Приведу некоторые места из статьи. "Можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса". "Все приведенные рассуждения дают нам право не считать сонмы пророческие за бесформенные толпы экстатиков, а считать их организованными учреждениями, их внутренний строй и характер рассматривать в связи с обществами сынов пророческих, упоминаемыми в 4-й книге Царств."   "На основании филологического анализа термина hebel мы говорили, что пророческий сонм жил вместе и отдельно от других людей. Библейские данные подтверждают наше предположение. Так, уже при первом упоминании о пророческих школах, мы видим сонм пророков, сходящих с высоты (см.: 1Цар.10:5,10). Если справедливо предположение некоторых, что на высоте холма было местожительство сонма, тогда мы имеем здесь первое свидетельство о жизни сынов пророческих в особых местах. Точно так же и Наваф можно считать местом пророческого поселения близ Рамы. Но особенно ясно говорит об общей и обособленной жизни сынов пророческих переданная в 4-й книге Царств история построения общего жилища. Сыны пророков сказали Елисею: Вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья (4Цар.6:1-3). Из этого известия, случайно сохранившегося, так как писатель имел намерение сообщить о чуде, совершенном пророком Елисеем на Иордане, - из этого известия совершенно ясно, что единение сынов пророческих простиралось даже на место жительства, и отрицать совместную жизнь сынов пророческих, как это делает Крапихфельд, совершенно нельзя. Нужно, впрочем, заметить, что сыны пророков в 1стихе говорят о тесноте того места, где они сидели пред лицом Самуила - так следует буквально перевести еврейские jasehabim scbam lephaneha. По этому можно предположить, что в [данном] повествовании речь идет о построении нового помещения собственно для собраний около пророка. Но есть основания [предполагать и то], что сыны пророческие и жили все вместе около Иopдана. Даже если речь идет о построении только сборного помещения, то все же это не только не исключает, но даже, наоборот, доказывает, что сыны пророческие и жили вместе. Иначе зачем же они строили помещение для своих собраний около Иордана, а не там, где они жили постоянно. Но кроме того, сам текст указывает, что сыны пророческие не отделяют от места собрания своих жилищ. Сделаем,- говорят они, - себе там место для жительства (4Цар.6:2). То место, где они сидели пред пророком, здесь называется местом для жительства. Следовательно, сыны пророческие где собирались, там и жили вместе, может быть, под одной кровлей. " "Пророческую школу следует представлять довольно многолюдным обществом, а не узким кружком избранных лиц." "Кто же входил в состав членов пророческих школ? Кто такие были эти сыны пророческие? Нет никаких оснований считать их за детей пророческих, которые делались бы членами пророческой школы в силу своего естественного рождения. Нет, само пророчество ветхозаветное не было связано ни с сословием, ни с общественным положением." "Некоторые исследователи допускают, что все сыны пророческие носили даже особую одежду, было нечто подобное школьной пророческой форме." " очевидно, для некоторых ревнителей закона Моисеева священников заменили пророки. В 4-й книге Царств (4:42) мы и видим, как преданный закону благочестивый еврей приносит начатки пророку Елисею. Вообще же приношения были в обычае по отношению к пророкам. Иеровоам говорит жене своей, отправляя ее к пророку Ании: Возьми с собою для человека Божия десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду (3Цар.14:3). Некоторые из народа, уважавшие пророков, брали на себя заботу об их материальном обеспечении." "Такому аскетическому образу жизни сынов пророческих соответствовало иногда и место их поселения: иногда общества сынов пророческих поселялись вдали от человеческого жилья, в пустыне или в горах. В таком случае строй жизни становился еще более определенно аскетическим. Аскетический образ жизни вообще соответствовал всему духу ветхозаветного пророчества. Ветхозаветного пророка можно представлять суровым аскетом. Человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, - говорили о пророке Илии (4Цар.1:8). Пророков мы видим постящимися (история Даниила и его товарищей, особ. см.: Дан.10:2-3). В духе Ветхого Завета был Иоанн Креститель, не ядый, не пияй (Мф.11:18), суровый аскет, имевший одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, питавшийся акридами и диким медом (см.: Мф.3:4; Мк.1:6). Поэтому вполне естественно, что пророческие школы, имея во главе пророков, и сами получили аскетический уклад жизни." "Пророческие школы не были школами в современном смысле; они не были учебными только учреждениями, а были более - учреждениями религиозно-воспитательными. Мы выше говорили, что в пророческих школах был даже особый строй жизни. Этот строй необходимо следует считать существенным признаком ветхозаветной пророческой школы. Блаженный Иероним, обращая внимание на этот образ жизни, пророческие школы называет монастырями и сынов пророческих - монахами. По внешнему укладу жизни пророческие школы действительно были похожи на монастыри, но, конечно, монастырями всецело они не были. Пророческие школы были религиозными, учебно-воспитательными учреждениями с монастырским распорядком жизни."
       Иоанн Креститель - во многом наследует традиционный образ пророка, он суров и аскетичен. но содержание его проповеди отличалось от учения древних пророков. Он явно был как-то связан с ессеями (об этом см: Михаил (Чуб), еп. Иоанн Креститель и община Кумрана. // ЖМП, 1958, №8). Вопрос не однозначный, приведу позицию В.М. Лурье: Пусть Иоанн Креститель - вопреки надеждам некоторых учёных середины 20в. - не принадлежал к кумранитам. Тем не менее, то аскетическое движение, к которому он принадлежал, имело с кумранитами много общего: и те, и другие унаследовали много сходных воззрений и обычаев более раннего периода Ветхозаветной Церкви." /Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и её воплощение в Египте. СПб.,2000. с.10./. Иоанн не только крестил, но и проповедовал ("Многое и другое благовествовал он народу, поучая его" (Лк. 3:18.). О чём же он говорил?  По свидетельству Иосифа Флавия, Иоанн учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными к Предвечному». Подчеркивая важность этических норм Закона, Креститель тем самым следовал традиции древних пророков." - писал А. Мень ( http://www.bible-center.ru/book/son/002/002 ) Иоанн имеет намного больше сходства с древними пророками, а Иисус - с Иоанном, чем это принято считать. Можно высказать догадку, что ессеи были не просто сектой, а своеобразным возрождением пророческих школ-общин древнего Израиля. Иоанн и Иисус, возможно, обучались в одном месте, у одного человека и знали друг друга (что объясняет загадочные слова Иоанна при их встрече ("Мне надо креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне?" (Мф. 3:14). Иоанн, а вслед за ним и Иисус, обличали фарисеев. причем и саддукеев они не жаловали. "Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите плод достойный покаяния..." (Мф. 3:7). Интересно, что после крещения Иисус находился в пустыне, и только потом начал проповедь. Его поведение полностью соответствует пророческому аскетизму. Дальнейшая его проповедь была не главным его делом. Насколько я понимаю, главными его деяниями были исцеления и чудеса - проявление настоящего пророческого дара. Именно за исцеления, а не за пророчества его так уважал народ и ходил ним. Ин.9.17: «Опять говорят слепому: ты что скажешь о нём, потому что он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк». Исцеления принесли Иисусу славу, но толпы ходили за ним, возможно действительно веря и надеясь, что он окажется Христом. И только ученики назвали его Христом, но он повелел им никому не говорить - он знал, что его планы и желания не соответствуют чаяниям народа, его царствие "не от мира сего". Где же оно? Внутри, в сердце. Сейчас не к месту, но нетрудно доказать что Иисус не любил римлян и не принимал имперской власти, хотя не мог этого явно покывать. Иисус был с точки зрения современников-евреев великим пророком, и сам себя считал таковым. Он многократно восхвалял и цитировал пророков, обличал фарисеев за их гонения на пророков. Думаю совсем не только за древние. Фарисеи видели в пророках своих врагов, и ненавидели Иисуса как популярного пророка, а не как мессию. Если бы его считали мессией - то никогда не предали бы на казнь. Но не думаю, что и самозванцем считали, скорее превентивно опасались. Харизматический лидер есть угроза их положению и власти закона, а фарисеи были ревнителями закона. что же было главное для Иисуса, кого он учил?
Не народ, почитайте внимательно текст. Он учил апостолов, готовил их. Чему учил? Не только благовестию царства, но и делу пророческому. Можно считать общину учеников Иисуса бродячей пророческой школой. Петр был первым, самым главным учеником, но Иоанн самым любимым - и не случайно, именно в нём Иисус, видимо почувствовал пророческий дух, пророческие способности. В "Откровении" эти способности проявились наиболее ярко"Свидетельство Иисусово есть дух пророчества" (Откровение 19:10). Таким образом, резюмируя, можно сказать, что Иисус задумал не просто восстановить пророчество, а совершить пророческую реформацию, его мессианство никак не соответствовало общим настроением. Он жил в новые времена - и всё понимал иначе, духовно. Уже кумранские документы рисуют нам обра их лидера (явно пророка) - "Учителя праведности". Иисус жил позже. Слышал ли он об этом "Учителе"? Можно лишь гадать. Но дуализм, этическое начало, отвержение семьи и обычаев, апокалиптизм роднит Иисуса с ессеями и кумранитами (по новейшим данным, ессеи жили и в Иерусалиме, а не только в Кумране). Пророческое начало в деятельности и учении Иисуса, в созданной им Церкви предстоит изучать глубже - без этого не понять раннее христианство и его успех. Традиционное и новаторское были сплавлены в этом мистическом пророческом дуализме, где божественное как бы побеждает и доминирует.
Марк 16:17-18: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы." Пророчество составляет суть новой Церкви, Иисусу не важна сама их жизнь, не важно что будет с обществом, народом, семьями. Его волнует царствие небесное, и его сеятели - пророки. Это не оценка - просто вывод из моего прочтения Евангелия. Про обещание "скорого пришествия" тоже забывать не стоит. Пророк стал основателем великой религии. дальше мы посмотрим, как реализовывался его замысел.

(продолжение следует)
 

пророки, Иисус, религия

Previous post Next post
Up