14 марта я написал пост о профессии (занятии) Иисуса, это был пост-вопрос.
http://drevniy-daos.livejournal.com/52980.html Не нашлось ни одного человека, кто бы это знал, ну не удивительно ли? Я понимаю, можно не быть знатоком богословия, но знать кем был Иисус - вполне можно.
Причина конечно в том, что изложение истории Иисуса обычно носит чисто-религиозный характер. Демифологизация, начатая в 19 веке так и не была доведена до конца. Однако, я не подразумевал, что сведения о профессии Иисуса (занятии в последние годы) содержатся в труднодоступном месте, напротив, прямо указал, что её название несколько раз упомянуто в отношении Иисуса в Евангелиях. Плотник - напрашивается само собой, но плотником Иисус, очевидно, не стал. Высказывалась догадка, что он был целителем, что уже ближе к делу. Евангелия дают некоторые сведения о его жизни последние годы, вот об этом времени мы и знаем, чем занимался Иисус. На днях в мой журнал заглядывал профессиональный религиовед, весьма самоуверенный. Я в ходе разговора задал ему из интереса вопрос про профессию Иисуса, он долго гадал, потом сказал, что не специалист по священным книгам и христианству, и вообще это для религиоведения не важно. Посмотрим, перечень его догадок. Раввин, чтец, проповедник, чудотворец, экзорцист. Угадать непросто, тут нужно знать. Да, в интернете и даже в биографиях Иисуса вы не найдете кем он был. Почему - не спрашивайте меня. Итак, прерву затянувшееся вступление и расскажу, что знаю. Тема интересная, хотелось бы её поглубже копнуть, но пока поделюсь тем, что есть.
Начну с отца Иисуса. Да, по всей вероятности он был плотником. Но что тогда значило "плотник", чем занимался плотник в Палестине 1в.? Плотник - был универсальный мастер, скорее зодчий. Это и понятно - древесины было совсем немного. Чтобы наглядно представить, чем занимался плотник, откроем замечательный сирийский раннехристианский памятник "Деяния Иуды Фомы", который учёные относят к концу 2 века. Там главный герой представляется индийскому купцу как плотник.
"И когда они взошли (на борт) и сели, сказал Хаббан-купец Иуде: «Каково твое ремесло, которым искусно ты владеешь?» Сказал ему Иуда: «Плотничество и строительство - занятие плотника». Сказал ему Хаббан-купец: «Что умеешь ты делать из дерева и что из тесаного камня?» Иуда сказал ему: «В дереве я обучен делать сохи, и хомуты, и бодила, и весла для лодок, и мачты для судов, и в камне - надгробия, и монументы, и храмы, и дворцы для царей». Сказал ему Хаббан-купец: «А я как раз такого искусника искал». /.../
И очень обрадовался царь, и приказал, чтобы привели к нему Иуду. И сказал царь: «Какое ремесло знаешь ты исполнять?» Сказал ему Иуда: «Плотник я, раб плотника и строитель». Он говорит ему: «Что ты умеешь делать?» Сказал ему Иуда: «В дереве я умею делать хомуты и сохи, и бодила, и весла для лодок и паромов, и мачты для кораблей, а в тесаном камне - надгробия, и памятники, и дворцы для царей». И говорит царь Иуде: «А я искал (как раз) такого ремесленника». И говорит ему царь: «Построишь ты мне дворец?» Сказал ему Иуда: «Построю я его и закончу его, ибо я строить и плотничать пришел».
http://www.krotov.info/acts/05/3/mescher_04.htm Итак, отец Иисуса был мастером, уважаемым, и, скорее всего, состоятельным человеком. Иисус не пошел по его стопам. Кем же он стал в зрелом 30-летнем возрасте, когда мы знакомимся с ним в Евангелии? Ответ простой и неожиданный - он стал пророком, и именно в качестве пророка ходил по Галилее и Иудее. Почему пророк, откуда я это взял? Из текста Евангелия, нужно только вчитаться.
"И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедуя евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. И прошел о нем слух по всей Сирии; и приводили к нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и он исцелял их" (Мф.4.23-24). Проблема в том, что мы воспринимаем Евангелие в современном истолковании, не зная реалий того времени, и с учетом того, что Иисус считается Богом. Даже атеисты не могут от этого отстраниться хотя бы методологически, для изучения истории. Итак, чем же здесь занят Иисус? Не проповедью в современном смысле. Как же он благовествовал (точный перевод слова евангелие)? Это видно в разных местах текста - притчи, пророчества и т.д.
Всё это свойственно речи пророка, отсюда и загадочность, и мистицизм, и прямое обращение к богу. Пророк для евреев человек, ближе всех стоящий к богу, и могущий говорить любые вещи. Но почему его слушали? Потому что он был хорошим пророком. Не то, что он дельно и точно предсказывал, но он целил. Заметьте, здесь сказано, как об особой, но не чудесной деятельности. Итак, Иисус - пророк, прославившийся исцелениями. Но может я допустил произвол, называя его пророком? Да нет, о сам чётко обозначил себя как пророка. "Кто принимает меня, принимает Пославшего меня. Кто принимает пророка, получит награду пророка..." (Мф.10.40-41). Он как бы ученик или просто "коллега" Иоанна ("Крестителя"). Кто же Иоанн? Пророк. Иисус об Иоанне: "Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка" (Мф.11.9). Пророком назван Иоанн и апостолом Матфеем : "его почитали за пророка" (Мф.14.5, ср. Мф.21.26.).
Есть одно очень интересное место. "Иисус спрашивал учеников своих: за кого люди почитают меня, сына человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков" (Мф. 16.13-14. Ср. Мк.8.27-28. Лк.9.18-19). Здесь четко показывается, что народ считал Иисуса пророком, не перевоплощением Илии, но великим пророком, как Иеремия, Илия, Иоанн Креститель. У нас представление о пророках искаженное. Это не какие-то выдающиеся люди. Это занятие, профессия. Были жрецы, были пророки. Можно сказать "социальный институт пророков", с полным на то основанием. Мы путаем пророков - с выдающимися пророками, которые были прославлены. Пророк звучит гордо, а ведь это все го лишь прорицатель и целитель. Такие прорицатели были во многих странах, включая Китай, и так же занимались исцелением и изгнанием духов. Были придворные, а были бродячие, как Иисус.
Я вас не убедил? Вы не уверены, пророк ли он, правильно ли я истолковал текст? "И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского" (Мф.21.10-11). "Его почитали за пророка" (Мф.21.26). Предельно ясно и четко сказано, кем же именно был Иисус. Это было не что-то сверхъестественное и чудесное, а обычное дело для того времени. Хотя он был, несомненно,выдающимся пророком. Кстати, мусульмане Иисуса и сейчас считают за пророка. Пророк= прорицатель, здесь нет ничего великого. Лермонтовский пророк не имеет общего с историческими пророками, которые были обычными - с точки зрения тогдашнего общества, а не посланцами с небес.
"Он учил их как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи" (Мф. 7.9). Об этом часто забывают, видя здесь только метафору. На самом деле же здесь не только указание на личность, но и специфика занятия Иисуса. Он не был книжником, и не учил как книжник. Это стоит учесть тем, кто хочет уподобить Иисуса фарисеям, знатокам закона. Может он закон и знал, но законником не был. Весь фокус в том, что есть свидетельство, не из истории Израиля, но очень любопытное, о том, что исторически пророки институт противостояли жрецам, те видели в них соперников и врагов, всячески боролись с ними. В этом контексте изучение противостояния Иисус - фарисеи приобретает особую ценность.
Только зная, что Иисус был пророком, мы можем понять его слова "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём" (Мк.6.4). Его, как пророка, признавали чужие. Свои над ним явно смеялись, в том числе родственники, фраза содержит предельно конкретный смысл.
И после смерти Иисуса его считали последователи пророком, как об этом сказано у Луки. "Он же сказал им: о чём это вы, идя, рассуждаете между собой и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал ему в ответ: неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о произошедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чём? Они сказали ему: что было с Иисусом назарянином, который был пророк, сильный в деле и слове перед богом и всем народом; как предали его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли его." (Лк. 24.17-21)
Кто такие пророки, чем они занимались и как к ним относились - недостаточно изучено. Но я постараюсь дать свой взгляд на пророков в отдельном посте, там слишком много интересных подробностей, чтобы комкать и запихивать всё в несколько строк. Были ведь и придворные пророки. В религиозной литературе знаний о пророках больше, но четкого понимания, что это было з дело нет, всё портит предвзятый религиозный взгляд. Вот один фрагмент из религиозного текста, взято в сети: "Библия много говорит о пророках, которых Господь не посылал и не призывал к служению. «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). Из этого мы видим, что многие становились пророками не потому, что были призваны Господом, а в силу каких-то других причин. Как же эти люди становились пророками? Кто приглашал их на такое служение? Можно ли их назвать самозванцами? Думаю, что нет. Их приглашали цари для совершения пророческой работы. Царь им давал хорошее жалование за добрые вести и мог наказать за неугодные вести, а как же иначе? Они добросовестно отрабатывали свое жалование. Их никак нельзя назвать призванными Богом, но им вполне соответствует статус приглашенных на работу, в качестве пророков и священников, и они честно трудились, выполняя свой долг, преследуя всякое инакомыслие. Надо отметить, что такие пророки всегда находились в конфликте с призванными Богом пророками. "
http://sda-books.narod.ru/books/052/052-04.htmНасчет работы всё понятно, насчет придворных пророков то же. А вот что это за "призванные богом" пророки, если не считать просто метафорой? Ответа, чем различались пророки и что конкретно они делали, нет. А это и важно, и интересно.
(продолжение следует)