Tabula rasa

May 22, 2013 22:08

     "Tabula rasa" - чистый лист, или, точнее, чистая доска для письма. Латинское выражение, которое некоторые философы начиная с 16-17 веков стали использовать для характеристики изначального человеческого сознания. Иначе говоря, от рождения разум человека чист и лишь потом приобретает различные идеи. Или генерирует, что в данном случае безразлично. Эта философская идея вовсе не безвредное заблуждение. Представление о человеке как о чистом листе было благосклонно воспринято идеологами и превращено в повседневную педагогическую практику. По сути идея "Tabula rasa" лежит в основе ВСЕЙ современной педагогики, включая домашнюю (семейную). Как будто у ребенка нет ничего своего, пока ему не вложили и не привили. Значит ответственность лежит на воспитывающих взрослых или государстве. Если разум изначально аморфен, то из такого пластилина можно лепить всё, что угодно. Давайте посмотрим, что происходит на самом деле.
      Как и многие другие заблуждения, идея о Tabula rasa - искаженная, частичная истина. Человек чист в культурном плане. Почему? Да потому, что культура есть создание человека, искусственный продукт. Есть ещё и природная культура, что обнаружили этологи (начиная с Конрада Лоренца, выявившего у животных зачаточные ритуалы). Естественная и искусственная культура передаются с возрастом, от одного к другому (путем научения или подражания). Однако было бы неверным принимать пластичность за пустоту. Человек живое существо, он рождается с определенной физиологией, рефлексами и инстинктами. Хотя нам трудно её увидеть, в поведении человека есть врожденная биологическая основа. Это справедливо и для естественного мышления. Иначе обстоит дело с культурой. Случаи "маугли" доказывают, что человек становится в полном смысле человеком только в обществе себе подобных, подвергаясь воспитанию и вообще в ходе социализации. Локк был прав, когда утверждал, что у человека нет врожденных идей. Но ведь может быть и так, что словами мы передаем то, что чувствуем и понимаем разумом от рождения. Это нельзя проверить - младенец не говорит, не проявляет свой разум, поэтому его нельзя изучить.
    Я считаю, что вред от идеи о человеке как Tabula rasa тесно связан с преувеличением роли мышления в его жизни (соответственно - разума для самой его сущности). Не только Декарт ставил мысли впереди чувства и действия. Это вообще распространённая ошибка философов - что отчасти объясняется христианским наследством, отчасти - образом жизни самих философов, в центре внимания которых стоят слова и идеи. Бихевиоризм, являясь течением психологической мысли, был на само деле философским течением. Его центральной задачей (и это порой откровенно проговаривалось, например, у Скиннера) было изучить механизмы человеческого поведения и получить над ними контроль. Сделать из человека нечто наподобие дистанционно управляемого робота. Не знаю, сами ли учёные мечтали быть кукловодами, или это был заказ Системы, в любом случае попытка манипулировать людьми - нечто ужасное и безумное.
     Ладно бы всё оставалось в воображении прожектеров. Но нет - педагогическая практика давно и повсеместно напоминает кулинарию или типографию. Есть ингридиенты, есть рецепт, дальше дело за поваром. Есть бумага, есть литеры, осталось только нанести краску и приложить их к бумаге. Не говоря уже о грубом насилии над личностью в школе (об этом я ещё буду писать подробно), совершается подавление природного в человеке. Причем не только инстинктов и потребностей, но даже самих чувств. Образование напоминает заполнение памяти компьютера различными файлами, которые никак не влияют на сам компьютер. С той лишь разницей, что ребенок почти всё пройденное забывает. Если бы педагоги подумали, что ребенок - живой человек, а не поле для их деятельности, личность, а не заготовка для скульптуры, они бы больше слушали ребенка, чем монологически внушали ему. Зачастую дети умнее взрослых - они не связаны такими грудами предрассудков и стереотипов, их мышление свободнее. В оптимальном варианте знания должны творчески усваиваться, ложась на личностную основу, а не ломая её.
     Человек не есть то, что он думает. Он есть то, что он делает. Мысли важны именно потому, что влияют на жизнь через поведение. Попытки создать управляемого, зомбированного индивида провалились, но воспитание и обучение по-прежнему ориентировано на ошибочную доктрину Tabula rasa. Ум ребенка был бы совершенно чист, если бы это был робот, а не живое существо. Разум не отделен от тела, от чувств, от опыта, от инстинктов. В итоге человек теряет понимание своей мотивации. Ему кажется, что им управляют его идеи, которым он хозяин, на самом же деле - искаженные инстинкты, которые используют другие люди или Система (государство) для манипуляции им. родители так же ошибочно думают, что передают детям своё, хотя на самом деле служат агентами Системы и господствующей культуры. Некоторые родители прямо принимают на себя роль надсмотрщиков и дрессировщиков, хотя перед ними не чужие, а собственные дети. Если бы они понимали ценность изначального, природного в человеке, а также его уникальной индивидуальности, они бы не спешили переиначивать психику ребенка по своим шаблонам.

педагогика, философия, дети, мышление

Previous post Next post
Up