Вера в сверхъестественное

May 04, 2013 14:59

     Хотя я, конечно, буду касаться суеверий и религии, разговор по сути пойдет не о них. Почему человек ищет каких-то причин помимо явных, известных, каких-то тайные рычаги, заговоры, скрытно действующих инопланетян, "высшие" силы, судьбу? Перечислять можно было бы долго, но и сказанного достаточно, чтобы подметить общую черту: человек вносит в ( Read more... )

заблуждение, культура, религия, истина, суеверия, мышление

Leave a comment

drevniy_daos May 9 2013, 15:34:49 UTC
//У Вас религиозность все больше связана со сверхъестественным.//
Нет. У религии (и религиозности) очень много аспектов. Одним из них является вера в сверхъестественное.
//мне кажется основано на абсолютизации как реального опыта, так и мистики//
Мистика и есть проявление веры в сверхъестественное. Вера в сверхъестественное влияет и на интерпретацию опыта.
//За верой в демократию, рынок, общественную собственность, марксизм, как панацею и как догму, я никакой сверхъестественности не вижу.//
Жаль. Большинство этих вещей - вымышленные сущности и явления, либо вымышлены их характеристики. Чтобы стать догмой, утверждение должно подаваться как констатация реальности. Думать о несуществуещем как о существующем может только тот, кто верит в сверхъестественное. Как можно пощупать демократию?

//Делают и многие.//
Может мне так не везёт, но я редко встречаю. Подчеркиваю, о вреде веры, а не религии.

//Всегда приятно находить согласие. Жаль эта тема у Вас не столь активна и полна.//
Разве? Я о нерелигиозных мифах, догмах, стереотипах пишу регулярно.
//Вы же сами согласились нерелигиозные - опаснее.//
В целом - да. Поэтому религиозные всегда на них основаны и включают в себя. Сначала появились мифы и легенды, потом - религия. В современной же культуре мифы имеют религиозное происхождение. Поэтому так важно изучение заблуждений религии. Общий корень - смещение акцента с реальности на слова, с ощущаемого на символическое. Естественное мышление непричастно к образованию догм и мифов. Оно в принципе чуждо формализации и даже фиксации.
//авторитаризм и стремление к господству//
Только часть мифов создается намеренно. Это, я думаю, скорее "сбои", чем "диверсии".

Reply

v_bosov May 12 2013, 04:56:04 UTC
>>Думать о несуществуещем как о существующем может только тот, кто верит в сверхъестественное. Как можно пощупать демократию?

В науке тоже много чего нельзя пощупать - поле, волна, температура. А в квантовой механике - не то что пощупать, хоть как-то представить часто трудно. Но доверять, полагаться можно.

А можно ли пощупать власть, государство? Тогда против чего выступает анархизм? Против реальных сущностей и явлений, вымышленных, или неправильно понимаемых их характеристик? И вообще анархизм, чего в нем больше веры или рациональности?

Reply

drevniy_daos May 21 2013, 11:22:42 UTC
Кроме "реальных сущностей" и фикций есть ещё много чего. Я неоднократно писал о недостаточности языка для различения степеней существования. Существуют пальцы, но и кулак существует - в каком-то смысле, условно. Важно не забывать про эту условность. Государство - не фикция, а реальное явление. Что касается анархизма, то он очень разный. Анархизм как идеология, соответственно, содержит больше веры. Для меня анархизм - синоним свободы, в том числе свободы мышления. Свобода не может опираться на веру.

Reply

v_bosov May 21 2013, 18:01:07 UTC
"анархизм - синоним свободы"

Но почему не либерализм? Не гайдаро-чубайсовский, конечно, а скажем в духе Рассела.

Reply

drevniy_daos May 22 2013, 18:35:11 UTC
Под "анархизмом" подразумевается стремление к анархии - безвластию, а не анархизм как политическое движение.

Reply


Leave a comment

Up