Хотя я, конечно, буду касаться суеверий и религии, разговор по сути пойдет не о них. Почему человек ищет каких-то причин помимо явных, известных, каких-то тайные рычаги, заговоры, скрытно действующих инопланетян, "высшие" силы, судьбу? Перечислять можно было бы долго, но и сказанного достаточно, чтобы подметить общую черту: человек вносит в
(
Read more... )
Нет. У религии (и религиозности) очень много аспектов. Одним из них является вера в сверхъестественное.
//мне кажется основано на абсолютизации как реального опыта, так и мистики//
Мистика и есть проявление веры в сверхъестественное. Вера в сверхъестественное влияет и на интерпретацию опыта.
//За верой в демократию, рынок, общественную собственность, марксизм, как панацею и как догму, я никакой сверхъестественности не вижу.//
Жаль. Большинство этих вещей - вымышленные сущности и явления, либо вымышлены их характеристики. Чтобы стать догмой, утверждение должно подаваться как констатация реальности. Думать о несуществуещем как о существующем может только тот, кто верит в сверхъестественное. Как можно пощупать демократию?
//Делают и многие.//
Может мне так не везёт, но я редко встречаю. Подчеркиваю, о вреде веры, а не религии.
//Всегда приятно находить согласие. Жаль эта тема у Вас не столь активна и полна.//
Разве? Я о нерелигиозных мифах, догмах, стереотипах пишу регулярно.
//Вы же сами согласились нерелигиозные - опаснее.//
В целом - да. Поэтому религиозные всегда на них основаны и включают в себя. Сначала появились мифы и легенды, потом - религия. В современной же культуре мифы имеют религиозное происхождение. Поэтому так важно изучение заблуждений религии. Общий корень - смещение акцента с реальности на слова, с ощущаемого на символическое. Естественное мышление непричастно к образованию догм и мифов. Оно в принципе чуждо формализации и даже фиксации.
//авторитаризм и стремление к господству//
Только часть мифов создается намеренно. Это, я думаю, скорее "сбои", чем "диверсии".
Reply
В науке тоже много чего нельзя пощупать - поле, волна, температура. А в квантовой механике - не то что пощупать, хоть как-то представить часто трудно. Но доверять, полагаться можно.
А можно ли пощупать власть, государство? Тогда против чего выступает анархизм? Против реальных сущностей и явлений, вымышленных, или неправильно понимаемых их характеристик? И вообще анархизм, чего в нем больше веры или рациональности?
Reply
Reply
Но почему не либерализм? Не гайдаро-чубайсовский, конечно, а скажем в духе Рассела.
Reply
Reply
Leave a comment