Хотя я, конечно, буду касаться суеверий и религии, разговор по сути пойдет не о них. Почему человек ищет каких-то причин помимо явных, известных, каких-то тайные рычаги, заговоры, скрытно действующих инопланетян, "высшие" силы, судьбу? Перечислять можно было бы долго, но и сказанного достаточно, чтобы подметить общую черту: человек вносит в свою картину мира некую дополнительную сущность или явление. Можно было бы назвать это нарушением принципа Оккама, но тут ситуация непростая. А если подобные вымыслы имеют под собой основу, если они соответствуют реальности? Предположить можно всё что угодно, но до подтверждения (в том числе через проверку) это всего лишь догадки, независимо от того, насколько авторитетный человек их высказывает.
Человек попал в ловушку противоположных желаний. С одной стороны, он ищет всему объяснения, допытывается до причины, обдумывает будущее. С другой - не хочет напрягать мозги, углубляться в проблему, думать о последствиях. В итоге он принимает более простое (по восприятию) объяснение. Независимо от его истинности. Моё утверждение подтверждается тем, что большинство важнейших мировоззренческих установок не вырабатывается самостоятельно, а заимствуется. Проще всего списывать это на внушение и принуждение.
Внушение тоже имеет место, но главное здесь - желание самих людей получить готовенькую картину мира. Причем если эта картина оказывается несостоятельной, удобно оправдаться: не я ведь это придумал, не мне и отвечать. И с чистой совестью отправиться на поиски следующей жевачки для разума.
Вера в сверхъестественная вовсе не такая древняя, как кажется. Суеверия догосударственных народов даже духам приписывают тело, вообще грани между естественным и сверхъестественным нет. "Сверхъестественное", которое мы находим в древних вероованиях - продукт нашей собственной, весьма тенденциозной, классификации. Отделение "сверхъестественного" от "естественного", как и формирование этих понятий, проходило медленно и постепенно. Источником служило любопытство, изобретательство и ещё фантазия. но главным толчком послужила письменность и особенно писанный закон. Если человек живет по законам, значит и мир живет по законам. А значит есть законодатель и наблюдающие за исполнением закона. Есть нарушения и есть наказания. Религии являются апогеем развития веры в сверхъестественное. Они внесли в сознание масс представления о мире видимом и мире невидимом, о том, что всё необычное - следствие действия потусторонних сил. Более того. Самые привычные вещи - как болезнь - тоже объяснялись через сверхъестесвенное (духов, бесов).
Возможно, именно поиск причин болезней был самым первым поводом выдумывать невидимые сущности. в каком-то смысле древние были правы - возбудители болезни (микробы, вирусы) часто невидимы - для невооруженного глаза. При отсутствии знаний пробелы могли заполняться мифологизированными догадками. В этом нет ничего особо странного или плохого. Плохо то, что со временем подобные выдумки догматически закреплялись - иногда просто через культурную традицию, иногда специальными документами.
Может показаться, что в последние несколько веков вера в сверхъестественное потеряла свои позиции и была по большей части вытеснена из сознания людей. Марксисты в СССР невольно доказали, что это не так. Никакой материализм не спасает от веры в сверхъестественное. Не зря Ленин так в 1908-1909 годах громил богостроительство - боялся, что правда выйдет наружу, что слова Горького и Луначарского услышат и правильно поймут. Ведь оказывается, что можно признавать только материю и при этом верить в некие сверхъестественные вещи. А не есть ли уже сама вера в материю - признание неизбежности сверхъестественного? Когда естественное = реальное, а реальное = видимое и понятное, рано или поздно возникает представление о сверхъестественном, причем оно оказывается важнее естественного (реального, видимого).
Подавляющее большинство современных людей верят в сверхъестественное и лишены иммунитета к такой вере. Всплеск суеверий, магии, астрологии об этом говорит. И ещё больше - вера в инопланетян. Инопланетяне для многих заняли место бога, ангелов, демонов, духов и прочих сверхъестественных сущностей. Может показаться, что рецепта лечения этой болезни разума вообще нет. Есть.
Давайте подумаем, что такое сверхъестественное. Естественное - это то, что случается как должно, как привычно, по обычным - притом явным - причинам. Если же происходит нечто незнакомое, или знакомое, но по скрытой причине, мы начинаем пугаться и даже паниковать, как будто привычный мир рушится. То, что мы знаем далеко не всё, не дискредитирует то, что мы уже знаем. Если мы контролируем малую часть происходящего, это не делает нас бессильными. Страх идет от неверных обобщений, от неоправданных ожиданий. Легко рушится та картина мира, которая догматична и закрыта. Если человек думает, что знает всё, он обречен на крах своего мировоззрения, даже если он во многом был прав.
Значит достаточно осознавать ограниченность своих знаний, чтобы предохранить себя от веры в сверхъестественное. Сначала происходящее следует пытаться объяснить исходя из имеющихся знаний. Если это не удается - отметить попытки по-новому объяснить реалии как область гипотез. Если бы религия - например, христианская, возникла как гипотеза, она никогда бы распространилась по миру и не получила власть над умами. Чтобы принять гипотезу, нужно размышлять и самостоятельно думать. Чтобы принять догматическое утверждение - достаточно согласия с утверждением, внутреннего и внешнего. Сами понимает, что проще и удобней. Проще помолиться, чем лечить болезнь. Опасны не ошибочные гипотезы, опасны ЛЮБЫЕ догматы и стереотипные заблуждения. Даже если они используют факты и частично объясняют их. И в прошлом, и в будущем вера в сверхъестественное - массовая, трезвость, предохраняющая от такой веры - индивидуальная и редкая. По крайней мере до краха цивилизации и догматической культуры (а в цивилизации она и не может быть иной) так будет. Для себя же делайте выводы сами.