Вера в сверхъестественное

May 04, 2013 14:59

     Хотя я, конечно, буду касаться суеверий и религии, разговор по сути пойдет не о них. Почему человек ищет каких-то причин помимо явных, известных, каких-то тайные рычаги, заговоры, скрытно действующих инопланетян, "высшие" силы, судьбу? Перечислять можно было бы долго, но и сказанного достаточно, чтобы подметить общую черту: человек вносит в ( Read more... )

заблуждение, культура, религия, истина, суеверия, мышление

Leave a comment

drevniy_daos May 5 2013, 17:29:02 UTC
Вот я и пытался этим постом объяснить, почему нет. Вера в сверхъестественное - очень опасное заблуждение, во что бы человек не верил, в бога, духов, инопланетян или мировой разум. В том и дело, что это ВСЕГДА мешает ясно видеть мир. "Человеку мало одной только материи - нужна "духовная форма"." - я не понимаю этой фразы. Что такое материя? Что такое дух? Для справки я - монист и не разделяю мир на какие-то изолированные части.
//Беда от мифов, иллюзий, самообмана.//
Верно. Но разве вы не видите, что для большинства мифов - даже политических - вера в сверхъестественное является непременным условием?
//Но разве их меньше в том мы привыкли считать не религиозной верой, а рациональным знанием?//
В идеале в науке ("рациональном знании") этого быть не должно. Но на практике, действительно, предрассудков, стереотип и верований в науке и вокруг науке очень много. С Питиримом Сорокиным я полностью согласен. Кстати, не в последнюю очередь тут сыграл роль разрыв науки и философии, произошедший в 19 веке.

Бороться нужно, только не тотально и, разумеется, не так, как подобная вера искусственно прививается. Личным делом вера никогда не была и быть в принципе не может уже потому, что от мировоззрения напрямую зависит поведение человека. В этом правы религиозные проповедники. Только вот они не обосновали, что вера действительно полезна. Вред веры доказать легко, жаль что этого никто не делает.

//Так что мифы нерелигиозные мне кажутся гораздо пренеприятнее//
Здесь соглашусь. Нерелигиозные мифы опаснее уже тем, что они чаще всего носят скрытный характер, как по содержанию, так и по характеру распространения. Их труднее выявлять и обезвреживать. К примеру, вокруг экологической проблематики и перенаселения множество мифов. Но вот что я вам хочу сказать. Зачем сравнивать религиозные и нерелигиозные мифы, если они растут из одного корня, если нерелигиозные мифы часто растут из религиозных (и наоборот)?

Reply

v_bosov May 6 2013, 13:47:35 UTC
Для справки я не философ. Так что если что заранее извиняюсь.

У Вас религиозность все больше связана со сверхъестественным. Для меня же это это скорее мистическое мышление, которое вполне может не противоречить реальному опыту и не быть религиозным. А религиозное мышление, вслед за Богдановым, мне кажется основано на абсолютизации как реального опыта, так и мистики, которой могут быть заполнены пробелы или нехватка реального опыта. Причем абсолютизация в костной авторитарной форме.

"Духовная форма" определение из статьи Гейзенберга на которую я ссылался. Возможно не самое удачное. На мой вкус, опять-таки вслед за Богдановым лучше говорить о физическом и психическом опыте. Но его терминология, наверное еще менее известна.

>>Но разве вы не видите, что для большинства мифов - даже политических - вера в сверхъестественное является непременным условием?

Честно, не вижу. За верой в демократию, рынок, общественную собственность, марксизм, как панацею и как догму, я никакой сверхъестественности не вижу. Абсолютизация вполне реального опыта, доведение до абсурда и нежелание слышать аргументы тоже из реального опыта, но противоречащие догмам абсолюта.

>>Вред веры доказать легко, жаль что этого никто не делает.

Делают и многие. Только с авторитарностью, стоящей за любыми верованиями справиться не просто, если вообще возможно. Надо как-то искать формы объединения и совместных действий, но и это не просто.

>>Здесь соглашусь. Нерелигиозные мифы опаснее

Всегда приятно находить согласие. Жаль эта тема у Вас не столь активна и полна.

>>Зачем сравнивать религиозные и нерелигиозные мифы, если они растут из одного корня, если нерелигиозные мифы часто растут из религиозных (и наоборот)?

Вы же сами согласились нерелигиозные - опаснее. С одним корнем не соглашусь, два корня: мистическое (образное) мышление и реалистическое (логическое). Общие механизмы - авторитаризм и стремление к господству, вместо стремления сделать дело.

Reply

drevniy_daos May 9 2013, 15:34:49 UTC
//У Вас религиозность все больше связана со сверхъестественным.//
Нет. У религии (и религиозности) очень много аспектов. Одним из них является вера в сверхъестественное.
//мне кажется основано на абсолютизации как реального опыта, так и мистики//
Мистика и есть проявление веры в сверхъестественное. Вера в сверхъестественное влияет и на интерпретацию опыта.
//За верой в демократию, рынок, общественную собственность, марксизм, как панацею и как догму, я никакой сверхъестественности не вижу.//
Жаль. Большинство этих вещей - вымышленные сущности и явления, либо вымышлены их характеристики. Чтобы стать догмой, утверждение должно подаваться как констатация реальности. Думать о несуществуещем как о существующем может только тот, кто верит в сверхъестественное. Как можно пощупать демократию?

//Делают и многие.//
Может мне так не везёт, но я редко встречаю. Подчеркиваю, о вреде веры, а не религии.

//Всегда приятно находить согласие. Жаль эта тема у Вас не столь активна и полна.//
Разве? Я о нерелигиозных мифах, догмах, стереотипах пишу регулярно.
//Вы же сами согласились нерелигиозные - опаснее.//
В целом - да. Поэтому религиозные всегда на них основаны и включают в себя. Сначала появились мифы и легенды, потом - религия. В современной же культуре мифы имеют религиозное происхождение. Поэтому так важно изучение заблуждений религии. Общий корень - смещение акцента с реальности на слова, с ощущаемого на символическое. Естественное мышление непричастно к образованию догм и мифов. Оно в принципе чуждо формализации и даже фиксации.
//авторитаризм и стремление к господству//
Только часть мифов создается намеренно. Это, я думаю, скорее "сбои", чем "диверсии".

Reply

v_bosov May 12 2013, 04:56:04 UTC
>>Думать о несуществуещем как о существующем может только тот, кто верит в сверхъестественное. Как можно пощупать демократию?

В науке тоже много чего нельзя пощупать - поле, волна, температура. А в квантовой механике - не то что пощупать, хоть как-то представить часто трудно. Но доверять, полагаться можно.

А можно ли пощупать власть, государство? Тогда против чего выступает анархизм? Против реальных сущностей и явлений, вымышленных, или неправильно понимаемых их характеристик? И вообще анархизм, чего в нем больше веры или рациональности?

Reply

drevniy_daos May 21 2013, 11:22:42 UTC
Кроме "реальных сущностей" и фикций есть ещё много чего. Я неоднократно писал о недостаточности языка для различения степеней существования. Существуют пальцы, но и кулак существует - в каком-то смысле, условно. Важно не забывать про эту условность. Государство - не фикция, а реальное явление. Что касается анархизма, то он очень разный. Анархизм как идеология, соответственно, содержит больше веры. Для меня анархизм - синоним свободы, в том числе свободы мышления. Свобода не может опираться на веру.

Reply

v_bosov May 21 2013, 18:01:07 UTC
"анархизм - синоним свободы"

Но почему не либерализм? Не гайдаро-чубайсовский, конечно, а скажем в духе Рассела.

Reply

drevniy_daos May 22 2013, 18:35:11 UTC
Под "анархизмом" подразумевается стремление к анархии - безвластию, а не анархизм как политическое движение.

Reply


Leave a comment

Up