Дар и товар

Oct 25, 2012 19:18

     Как и многие, я недоволен тем, что называют капитализмом. Но вижу проблему не в безнравственной конкуренции и даже не в отчужденности. Это всё следствия, а в конкуренции есть и здравое зерно. Социализм вовсе не являлся противовесом капитализму. В нем, кстати, не только сохранялись деньги, но и конкуренция оставалась: место человека в социуме (и порой даже в науке) зависело не столько от его способностей, сколько от его умения пролезать наверх. Если главным мерилом ценности вещей и услуг являются деньги, то никак нельзя избежать корыстности, циничного использования других в целях своего обогащения, мошенничества, торгашеского духа, ростовщичества. Если всё вокруг (включая самого человека) - товар, то и отношение будет соответствующим. Допустим, вам лично что-то нужно, как это получить? С помощью денег. Самый простой и быстрый путь, зачастую единственный. Пока деньги остаются мерилом ценности, всё будет продаваться и покупаться. Искать корни в психологии отдельных людей или в культуре - нет смысла. Корни глубже. Всё началось тогда, когда дар превратился в товар.    

     То, что нужно человеку или что ему приятно, можно получить от других (или общества в целом) разными способами. Наиболее естественным способом является дар. Однако ДАР - НЕ БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ ПЕРЕДАЧА ИЛИ УСЛУГА! Считать дар бесплатным получением, "халявой" - значит скрывать плату за дар либо отказываться от этой платы. Дар всегда подразумевает плату. Причем путешественники с удивлением отмечали, что порой дар бывает вынужденным, иногда он больше похож на вымогательство (для современного европейца). Тот, кто имеет, делится с другими. Когда нужно ему - помогают ему, когда нужно другим - помогает он. Вы скажете, что в мире денег примерно то же самое. Не так. В мире денег помощь - дело сугубо произвольное. Человек не может на неё рассчитывать. Если у кого-то нет денег, он может в городе голодать и даже умереть, замерзнув на улице от холода. В далеком прошлом такое было немыслимо, даже когда эпоха дара уже прошла. 
     О различии принципа дара и принципа товара можно (и нужно!) говорить много и долго. Если у вас есть интерес к этой теме, то я могу потом к ней вернуться. сейчас же я ограничусь только самым главным: выяснением сути различия. И в первом и во втором случае присутствует обмен, помощь, коммуникация. На первый взгляд, покупка на современном базаре мало отличается от обмена на базарах в прошлом, когда производился обмен и торг. Мы знаем такой базар только по сказкам. Торг кое-где сохранился и сейчас. Принципиальное различие состоит в НЕЗАФИКСИРОВАННОСТИ платы. Через это проступают контуры ещё более раннего принципа любого обмена на основе дара: НЕЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ. Мы привыкли, что всё имеет более-менее определенную цену. Бывает, что эта цена не взимается, а подразумевается, когда вещь дается родственнику (или оказывается услуга). Порой моральная (и не только) цена за такого "подарка" перевешивает любые деньги и ложится тяжелым грузом на нервы и психику. Поймите, плата - одно дело, цена - другое. Плата идет и за дар, но её нельзя требовать и вычислять. 
     Обмен и взаимопомощь на основе дара гарантируют человеку получение нужного ему для жизни, в том числе того, что нельзя купить за деньги: сочувствия, любви, дружбы, товарищества, тёплого общения. Да, общение тоже может быть даром. И тоже может превращаться в товар, когда люди начинают мыслить по принципу "время - деньги". Только, превращаясь в товар, чувства и общение меняются, превращаясь в суррогат. Есть вещи, которые нельзя купить и продать - даже если вы их вроде бы покупаете и продаете. В этом проявляется ущербность товарно-денежных отношений. Деньги и долги легко могут испортить дружбу, причем вопреки намерениям и настрою друзей. Товар разрушает чувства и близкие отношения, но для власти товар незаменим. В первобытной общине или в старом крестьянском селе тот, кого не любят и не уважают, становился изгоем и получал большие проблемы, лишаясь помощи. Изгою не помогали даже деньги - никто не хотел ему ничего продавать или пускать на постой. В современном мире тот, кто имеет много денег - хозяин положения. Ему не нужны уважение и любовь. Больше того, из успеха в обогащении создается культ. Тот, кто имеет больше - достоин большего уважения. Это отразилось, к примеру, в протестантизме уже в 16-17 веках. 
      В узком кругу своих близких мы по-прежнему пытаемся придерживаться принципа дара, но получается это всё хуже и хуже. Это не столько издержки характера отдельных личностей, сколько ухудшение общего социального "климата". Мы не можем ожидать дара даже от таких люде, как родители и супруги, тем более - от остальных. Когда человек теряет чувство единства с ближними, он стремится упрочить своё положение путем обогащения. Попутно становясь всё большим циником. 
Единственный путь к изменению неприятной тенденции, выпадению из неё - ОТКАЗ ОТ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ обмена! Не считайте, сколько вам дали и сколько сделали, не считайте сколько дали и сделали вы. Это касается круга людей, составляющих настоящее общество, поэтому такой отказ требует выполнения предварительных условий. Если вас окружают чужие люди, постарайтесь хотя бы осознавать различие дара и товара и не превращайте для себя деньги в фетиш. Помочь "прозреть" другим в этом вопросе - очень трудно, почти безнадежно.

отношения, дар, чувства, ценности, обмен, семья, общество

Previous post Next post
Up