Мои знания по истории и этнографии, конечно, не полны, но до сих пор мне не встречалась ясная и обоснованная классификация племен. Та "интуитивная" классификация, с которой сталкиваюсь, особенно в западных работах, вызывает недоумение. Всё, что до государства (или до земледелия), называют "первобытным". Как можно не видеть существенной разницы
(
Read more... )
География стала наукой, причем и физическая, и экономическая, а этнография осталась описательной.
Рассмотрение догосударственных образований в рамках историко-социологического подхода мне кажется абсолютно непродуктивным. Потому что единственное, что есть полезного в исторической науке - это источниковедение, процедуры перекрестной верификации источников, которые, очевидно, неприменимы к бесписьменным обществам. А письменность возникает позже государства.
Здесь скорее могут помочь подходы археологической науки. Вроде тех, которые развивает П.Ю. Черносвитов с коллегами в книге "История северорусского судостроения". Изложенная там методология мне настолько понравилась, что я с разрешения автора отсканировал соответствующую главу и выложил
у себя на сайте: http://www.wagner.pp.ru/docs/culture.html
Reply
//а этнография осталась описательной.//
Ошибаетесь. Этнография давно (уже лет сто) перестала быть ТОЛЬКО описательной. Больше того, в силу исчезновения предмета наблюдения почти исчезла полевая этнография.
// Рассмотрение догосударственных образований в рамках историко-социологического подхода мне кажется абсолютно непродуктивным.//
А мне кажется продуктивным. Раз было общество, и раз оно определяло жизнь отдельных людей - его и нужно изучать в первую очередь.
Письменность возникает ДО государства. Ну или по крайней мере параллельно с ним, тут процессы взаимосвязаны.
Поправлю. Археология - не наука, а вспомогательная историческая дисциплина. У неё нет своего метода исследования так как нет своего предмета. Раскопки - способ получения биологических и исторических знаний. Ну и этнографических тоже.
Reply
Leave a comment