(д.д.) Я хотел бы представить вашему вниманию несколько фрагментов из двух книг известного футуролога, одна из которых опубликована ещё в СССР, в 1986 году, а вторая уже после рпспада советской империи, в 1998. Эти фрагменты касаются угрозы глобальной экологической катастрофы. Интересно не только содержание слов, но и изменение взглядов автора. В ранних публикациях (конец 60-х) Бестужев-Лада выступает как адепт советской утопии, фанатичный верующий в светлое будущее. В публицистической книге "Мир нашего завтра" эта вера ослабевает, автор уже не может игнорировать западную глобалистику, с которой хорошо знаком. И всё же он по-прежнему сводит всё к социальному строю и высказываясь пессимистически по отношению к будущему капстран, при этом по щенячьи наивно поет дифирамбы социалистическим странам и его руководству, которое - какие могут быть сомнения! - прислушается к экологам и футурологам и сумеет сделать шаг навстречу природе, поддерживая с ней гармоничный баланс.
Падение СССР стало для Бестужева-Лады сильным ударом, хоть он и не признается в этом. И в книге, опубликованной в конце прошлого века, никакой надежды на социализм уже нет. Более того, автор пытается себя изобразить противником социализма - как будто сам не был самым лояльным его сторонником. Вот что мы находим во вводной главе книги "Альтернативная цивилизация": Впечатление сменилось на прямо противоположное не только относительно социально-технической утопии Циолковского. Относительно всех без исключения утопий, начиная с реализованной утопии казарменного социализма, жертвой которого пала целая треть человечества, в том числе - моя родная страна. Поэтому с величайшим подозрением отношусь ко всему, что хотя бы в малой степени смахивает на утопию." (с.7). Игорю Васильевичу можно верить, он не лукавит. Но при этом вызывает раздражение его поза невиновного обличителя. Он сам поддерживал утопию, находился на переднем крае, оказывал идеологическую поддержку! Это симптоматично. Все виноваты, кроме меня, я белый и пушистый. Между тем, как футуролог, он несет особую ответственность за свои слова, за свои действия. Он действовал вопреки своему призванию, изображал будущее не таким, каким оно предстает на основании имеющихся реалий, а таким, каким он хочет его видеть. И настоящее искажалось в угоду тенденциозной картине будущего. Идея "альтернативной" цивилизации ничуть не менее утопична, чем социализм, но Бестужев-Лада этого не заметил. Удивительная слепота для специалиста-исследователя. И это сильно снижает ценность его книг, обесценивает пафос призывов. Однако есть в них и то, к чему нельзя не прислушаться.
Из книги "Мир нашего завтра" (1986), глава "Как люди разглядели экологическую опасность"
И природа, казалось, сдалась на милость человеку под угрозой окончательной погибели.
Поначалу "победители" торжествовали. На протяжении первых двух десятилетий после второй мировой войны рос поток книг, статей, докладов, в которых диктовались условия безоговорочной капитуляции "побежденной" природы, разрабатывались планы окончательного её "покорения".
Но торжество продолжалось недолго. Надо отдать должное: среди "победителей" нашлись и такие, которые с честью оправдали название земного народонаселения homo sapiens - "человек разумный". Они всерьёз заподозрили, что "покорение природы" ни к чему, кроме скорой глобальной катастрофы, привести не может.
Первые соображения на этот счет звучали довольно робко. Их авторы всё больше упирали на различные безобразия местного масштаба. О неприятных последствиях говорилось сугубо предположительно, а об угрозе человечеству в глобальном масштабе и помина не было. Но прискорбная действительность не скупилась на факты, один другого разительнее. Инструментарий современного прогнозирования, получивший своё распространение как раз в первой половине 60-х годов, позволял давать этим фактам адекватную прогнозную оценку. Тон тревожных сообщений с "фронта" противоборствования с природой год от года становился всё более категорическим. Примерно со второй половины 60-х годов ударил настоящий набат тревоги, а с начала 70-х годов сделалось ясно, что дальше так продолжаться не может, ибо загрязнение окружающей среды в ближайшие десятилетия способно принять необратимый характер. Иными словам, над человечеством нависла угроза экологической катастрофы, гибели всей мировой цивилизации, если не удастся свернуть с рокового пути и восстановить равновесие с природой /.../
/.../
В экономически развитых странах капитализма голоса в защиту природы долгое время оставались гласом вопиющего в пустыне, пока не представляли определенного социально-экономического и социально-политического интереса для правящих кругов и стоящих за ними сил. Как только обнаружилось, что экологические вопросы могут сыграть роль козырной карты в предвыборных кампаниях, как только выяснилось, что одна монополия, протащив тот или иной закон об "охране" природы, может "утопить" конкурента и нажить многомиллиардные прибыли, - тут, конечно, оказались включенными на полную мощь средства массовой информации.
/.../
Просто здравый смысл и забота о потомках должны подсказать жителю любой страны, независимо от её общественного устройства, что никто ныне не должен оставаться в стороне от борьбы с преступлениями против природы, как с тягчайшими в современных условиях преступлениями против человечества. Ядовитый дым из заводской трубы можно сравнить с такой же угрозой обществу, как некогда пыль на горизонте от приближающейся орды завоевателей-кочевников. Ядовитый сток в реку промышленных отходов - то же самое, что в прошедшие времена отравление колодцев с питьевой водой при осаде города. Нужно всемерно распространять ценный опыт рекультивирования воздуха, воды, земли. Нужно прославлять, как героев, людей, которые добились наибольших успехов в борьбе с воздушным, водным, ландшафтным, радиационным, шумовым, тепловым загрязнением природной среды.
/.../
Нам необходимо выработать самый настоящий культ зелени, чистого воздуха и чистой воды.
Бестужев-Лада И.В. Мир нашего завтра. М.:Мысль,1986. с.175-176, 182, 184-185.
---
Из книги "Альтернативная цивилизация" (1998), глава "От глобалистики к "альтернативистике", параграф "Глобальная катастрофа неизбежна".
Мировая общественность так и не осознала до конца серьезность глобальных проблем современности. Мало того, решительно отторгла эту проблему по причине явной психологической усталости от бесконечного нагнетания ужасов надвигающейся глобальной катастрофы. Это оказалось похожим на прогнозы грядущих землетрясений в Калифорнии или Японии. Ну надвигаются и надвигаются - может быть действительно гибельные. Но не бежать же из-за этого из Токио и Сан-Франциско! /.../
Типичным в этом смысле было письмо одного читателя (точнее, писателя), опубликованное недавно в московской "Независимой газете". Автор знать не хочет разницы между прогнозами - предсказаниями политиков или публицистов и научными прогнозными разработками. "Всё врут календари", - ворчит потомок Фамусова. Огульно охаяв прогнозирование во всех его разновидностях, автор поясняет причину своего недовольства: "предсказательский бум" - это "игра на и без того натянутых нервах". Пусть завтра человечество погибнет, но сегодня оставьте меня в покое! Удивительно всё таки устроена психология* /*нужно: психика - д.д./ человека: он с удовольствием смотрит на экране разные ужасы или читает о них в детективах, приятно щекоча себе нервы, но как страус, прячет голову в песок, когда ему говорят о надвигающейся катастрофе, в которой его собственная судьба и уж наверняка судьба его детей и внуков может оказаться ужаснее любого фильма ужасов. И эта тотальная социальная апатия накрывает глобалистику словно могильным курганом.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: "Владос",1998. с.42-43.
Призывы Бестужева-Лады излишне абстрактны, между тем источники глобальных проблем вполне конкретны. Что разрушает природу? Не люди, а цивилизация людей. Значит, те герои, о которых он говорил, есть прежде всего те, кто противостоит цивилизации и борется с ней! Защитники Химкинского леса вовсе не относятся к числу героев, заслуживающих уважения. Это я говорю для того, чтобы скорректировать направленность пафоса Бестужева-Лады. Индивидуальная жизнедеятельность вредит природе незначительно, а вот коллективная, особенно хозяйственно - очень значительно. Я не против "культа природы" (если только он не будет религиозным), но в рамках цивилизации это бы было чистой бутафорией и лукавством. Такая судьба ожидает всю деятельность по "защите природы", включая труд экологов и футурологов. Проблему нужно осознать до конца, не останавливаясь на полдороге.