Универсальность "естественного отбора"

Nov 30, 2011 23:45

     Дарвин был великим биологом. И всё же он, создав учение о естественном отборе, не раскрыл суть этого принципа, а только подошел к ней. Строго говоря, это не закон. А главное состоит в том, что та закономерность, та черта бытия, которая названа естественным отбором, не  специфична для живого мира. Собственно, слово "отбор" используется здесь в метафорическом смысле. Убрав метафору, мы получаем следующий смысл: живое развивается без творческого вмешательства какой-то внешней силы, стремление выжить вызывает "автоматическую" селекцию наиболее приспособленных и приводит к эволюционным изменениям. Конкуренция с естественным отбором напрямую не связана, тем более конкуренция в человеческом обществе. Естественный отбор проявляется в лучшем выживании. В самом факте выживания. Это не фактор эволюции и не стержень эволюции, это предпосылка эволюции. Не будь естественного отбора, не возникла бы жизнь, и жизнь не развивалась бы. Можно сказать, что "естественный отбор" - это Творец (не в религиозном смысле, конечно). Мы не можем и не сможем понять, как вещество стало усложняться и пришло к такой форме, как человеческое тело, наделенное сознанием. Удивителен не только человек, но и многие живые существа, менее развитые по сравнению с ним. Необъяснимой остается уникальная черта живых организмов - целесообразная деятельность. Загадка номер два - разум. Эти сложные биологические и над-биологические феномены обязаны своим происхождением тому же естественному отбору. Выходя за рамки биологии и эволюции, принцип отбора можно сформулировать так: "происходит только то, что происходит".
     Из множества вариантов всегда имеет место только один. Это не значит, что варианты равнозначны и вместо случившегося могло случиться другое. Возможность изменения и выбора действия (как сознательного изменения) ограничена актуальным моментом. Мы говорим о вероятности после того, как нечто произошло, а возможность разного хода событий предшествует событиям и не выходит за их рамки. Нельзя менять прошлое. Реальность одна и неизменна в своей пройденной части, то есть только последнее "состояние" может служить нам точкой отсчета. Детерминизм, взятый как признание причинной обусловленности каждого изменения, не обедняет картину мира. Причин любого изменения много, но всегда осуществляется что-то одно, даже если может осуществиться другое. А потому не может быть выведено формулы "естественного отбора" ни для физики, ни для биологической эволюции, ни, тем более, для социальных структур. Естественный отбор - не закон, а принцип. По своей же значимости он превосходит многие законы. Реальность "фильтрует" наполняющие её формы. Неустойчивое разрушается. Приспособление к среде, свойственное живому, не есть проявление принципа отбора, а использование его. Нет большей ошибки, чем воспринимать отбор как некую внешнюю силу, тем более пристрастную. Отбор - нейтральное свойство. Все "добрые" и "злые", по оценке человека, деяния вписаны в рамки естественного отбора. Солидарность так же восходит к принципу отбора, как и конкуренция. Если говорить о живом, то следование отбору проявляется в поведении, связанном с поиском и добыванием пищи, с созданием жилищ или переселением. Проявлений очень много: практически вся жизнедеятельность.
      Выводы просты. Считать естественный отбор биологическим законом и фактором эволюции - большая ошибка. Живая природа столь же нейтральна и "равнодушна", как и неживой мир. Выживает то, что лучше выживает. Это проекция универсального принципа на живой мир. Это выживание может обеспечиваться или прерываться и "случайно". Камень с горы скатился. "Судьба", "предопределенность", "случайность", "произвол" (= свободная воля) - всё это получает единство в отборе. Несмотря на простоту, понять это трудно, влияет и множество предрассудков и стереотипов в этой области. Однако если учёный отбрасывает понятие судьбы, то смысл должен сохраняться в каком-либо ином понятии или термине. Сведение действительности к строгим закономерностям, к тому же выраженных в формулах, обедняет и искажает картину мира, ведет к ошибкам. Конкретность реальности не должна вводить нас в заблуждение. Отбор не может быть переведен на язык формул. Отбор в живой природе - в том числе.

биология, законы природы, онтология, философия

Previous post Next post
Up